Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области

Артём Удовицкий » КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ

30 января 2018
Картина: школа, перемена. Нет привычной в прошлом суеты и беготни. Все сидят, уткнувшись в смартфоны. Раньше наша страна была самой читающей страной в мире. Читали все: и старые и малые. Старшее поколение, воспитанное в советских традициях, продолжает читать и сейчас. А как обстоит дело с детским чтением?

  

Известно, что чтение развивает человека. Учит его думать и создавать что-то новое. Сегодня специалисты бьют тревогу: дети стали мало читать. Упали тиражи книг. Нет, падение чтения бумажных книг не заменено в полной мере чтением книг электронных. Даже в такой стране, как США, где развиты интернет-продажи, доля книг, продающихся в электронном виде, занимает всего десятую часть от всего количества продаваемых книг. Бумажная книга ещё долго не будет заменена электронной. Говорю вам это как начинающий писатель, столкнувшийся с книгоизданием. Понимаете… книга в руках обладает каким-то магическим действием… Беря её в руки, читатель погружается в мир, созданный писателем. И если этот мир создан интересным, то читатель забывает обо всём. Он отдыхает. Его заботы и проблемы отходят на потом. Он радуется и переживает с героями рассказа, размышляет о происходящем, сверяет свою точку зрения с авторской, делает выводы. А после прочтения книги уже с новыми силами берётся делать свои дела. В компьютерной игре кажется, что есть много вариантов развития событий, но они все уже написаны, и игроку только и остаётся, как переходить с одного уровня на другой. А читающий книгу может сам придумывать, как бы дальше развивались события, если бы что-то можно было изменить. Игрок не может сам так придумать. То есть у читателя больше простора для творчества и фантазии.

     Взрослые часто совершают одну и ту же ошибку. Вместо того, чтобы поинтересоваться у детей их мнением, они навязывают им своё, а потом удивляются, почему дети не делают того, что хотят взрослые. Взрослые считают, что они лучше знают, что нужно детям. Ведь они сами вчера были детьми. Но ведь это было В Ч Е Р А! Сегодня ребёнок с малого возраста привязан к компьютеру или смартфону. По моим наблюдениям, если до 5 класса детям не привили любовь к чтению, то дальше её прививать уже бесполезно. Компьютерные игры выигрывают это сражение! Пока взрослые спорят,  почему сегодняшние дети мало читают, будут ли они читать в будущем, став взрослыми, и как привить им эту любовь к чтению, я решил поинтересоваться у самих детей их мнением.   

     Спасибо учителям, которые не отказали в проведении анонимного анкетирования. В опросе участвовало более 100 детей-пятиклассников. Это были дети из самой обычной школы, в которой я учусь.

     Всего было задано 11 вопросов. Чтобы обработать результаты анкетирования,  пришлось познакомиться со статистикой. Оказалось, что это очень интересная и занимательная наука. Результаты анкетирования меня потрясли. Я сам не ожидал, что будут такие ответы.

     Дети не подписывали свои анкеты, а потому, скорее всего, отвечали честно. На вопрос «Читаете ли Вы детские книги?» 80% детей ответили, что так или иначе читают. Только 20% не читает их вовсе. Почти половина детей читает книги, потому что сами этого хотят. Другая половина, потому что задают в школе или им советуют читать родители. Не читают книги из-за отсутствия времени 58%, из-за того, что считают их неинтересными – 30%, потому что их пишут взрослые, которые ничего не понимают в современной детской жизни – 12%! Кроме имевшихся в анкетах вариантов ответов дети активно предлагали свои варианты, объясняя, о чём бы они хотели читать. Только 20% учеников читают книги в интернете. Остальные берут их или в библиотеках, или в магазинах. То есть получается, что современные пятиклассники в большинстве своём пока ещё ХОТЯТ читать детскую литературу! Но беда в том, что большинство детской литературы, продаваемой в книжных магазинах, это перепечатка написанного в 30-40 годах прошлого века или немногим позже. Нынешним детям многое в тех рассказах, во-первых, непонятно, так как описываемые в них события принадлежат другой эпохе. А во-вторых, дети хотят читать про своих современников, про сегодняшний день. У каждого ученика сегодня есть или сотовый телефон, или смартфон. А им предлагают читать рассказы, в которых упоминаются атрибуты ушедших дней. К примеру, повстречает ребёнок упоминание о химическом карандаше или подобных вещах, о которых нынче дети понятия не имеют, и у него пропадает интерес к дальнейшему чтению этого произведения. Поэтому стоит ли удивляться тому, что  46% опрошенных детей сами хотели бы написать книгу! Оказалось, что я далеко не одинок в своём творческом порыве. Но куда детям девать эту писательскую и читательскую энергию? Где создана для них площадка?

     В Челябинске есть несколько литературных студий. В них с детьми занимаются талантливые преподаватели. В одной только литературной студии имени Е. А. Губиной «Ось» под руководством Виктории Игоревны Ивановой занимается более 100 детей! Понятно, что дети, которые сами пишут, будут и чужие рассказы читать. Но где можно прочесть их творения? Вот если бы в Челябинске был сайт, на котором ребята могли бы размещать свои произведения! Глядишь, и их сверстники начали бы читать рассказы своих ровесников. Пусть не всех, но хотя бы призёров или участников литературных конкурсов, проводимых в Челябинске. Ведь читать рассказ твоего сверстника из твоего города или тем более из твоей школы всегда интереснее, чем то, что задают к прочтению в школе!   

     Я общался с профессиональными челябинскими литераторами. Знакомился с ними, участвуя в литературных конкурсах. Одни из них считают, что детям незачем заботиться о том, что их сверстники мало читают. В детстве надо просто радоваться жизни, приобретать мастерство и опыт, а не дискутировать со взрослыми по поводу существующих проблем.  Другие вообще считают, что ребёнок не может ничего хорошего написать. Что для детей могут писать только взрослые. Некоторые мне заявляли, что я пишу невысокохудожественную прозу. А я и не считаю себя «великим писателем». Просто они и сами не пишут для 9-11-летних детей и мои рассказы не признают. Наши профессиональные писатели, свысока смотрящие на литературное творчество детей, никак не могут понять, что если сегодня дети не будут читать хотя бы простенькие рассказы, написанные их сверстниками, то завтра они тем более не будут читать высокохудожественную прозу для взрослых. Они даже газет уже читать не будут. Они будут помешаны на компьютерных стрелялках.

     Что же предлагают наши челябинские взрослые детские писатели своим читателям, играющим в интернет-игры? Как они влияют на вкус современного читателя? В некоторых челябинских библиотеках есть хрестоматии с произведениями писателей Южного Урала, альманахи, выпускаемые писательскими и литературными объединениями. Но ребёнка, сидящего за компьютером, нельзя заинтересовать чтением классических произведений. Для этого ему надо предложить что-нибудь современное. Классика будет потом, когда он хоть что-то начнёт читать. В челябинских хрестоматиях отражена проза прошлого века. Альманахи выходят раз в год, и то не каждый, и доступны только в библиотеках. Самый «свежий», который я смог найти, был за 2014 год! Причём не все библиотеки согласны выдать их на руки. Современная детская книга должна быть доступна читателю так же, как и компьютерная игра, чтобы читателю её можно было подарить или купить самостоятельно. А где книги наших челябинских детских писателей для 9-11 - летних детей в челябинских магазинах? На проводимом в Челябинске 28 января 2018 года литературном семинаре Челябинским отделением Союза писателей России с горечью констатировалось отсутствие на прилавках книжных магазинов произведений местных авторов. Писателю в магазин попасть очень трудно. Это стоит больших денег. Поэтому они пишут в надежде быть опубликованными в очередном нерегулярно выходящем альманахе или, если очень повезёт, получат премию в каком-нибудь конкурсе. После чего писатель будет считаться пишущим высокохудожественную литературу. А дети его произведения как не читали, так читать и не будут. Всё. Тупик. Наверное, без вмешательства государства в помощь писателям в издании детских книг и попадании их на полки книжных магазинов никакого будущего нет ни у сегодняшних писателей, ни у их возможных читателей.

          Ну а что же наши господа журналисты, как они заботятся о своём читателе или о том, чтобы без них не остаться? Один знакомый мне уважаемый журналист на полном серьёзе написал статью о том, что газета выполняет важную функцию – прививает любовь к чтению! Я-то думал, что любовь к чтению прививается чтением художественной литературы, которая  начинается с чтения детских сказок и рассказов. А оказывается, чтение новостей в детской газете - это и есть ГЛАВНЫЙ способ привить любовь к чтению! Я не ставлю под сомнение то, что читать новости в детской газете полезно и нужно. Но с тем же успехом любовь к чтению можно прививать и чтением известных надписей в известных местах. А можно уподобиться Шарикову и читать магазинные вывески или рекламные билборды – может тоже привьётся любовь к чтению.

      К сожалению, во многих школьных библиотеках не выписывают детские газеты и журналы. Получается, что библиотекари хотели бы прививать детям любовь к чтению, да нет возможности. А ведь для этого не нужно больших денег. Та же газета «Пионерская правда» стоит всего 10 рублей, а по подписке в электронном виде – 5! Да что школьные! Даже в городских детских библиотеках скудный ассортимент детских газет и журналов!

     Как было бы хорошо, если бы в наших газетах взрослые журналисты, задумавшись о такой проблеме, печатали не только новости и рекламу, но и рассказы для детей. Примером может служить газета «То4ка ЗРения», которая в ноябре 2017 года открыв рубрику «Литературная страница», решила внести свой вклад в борьбу за будущее поколение своих читателей! Ведь если сегодня дети не будут читать книги и рассказы, то завтра они не будут читать и газеты!

Просмотрено 109 раз(а)

Комментарии: