Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области

Артём Удовицкий » ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ или ПРИВИВКА ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

22 февраля 2018
Картина: школа, перемена. Нет привычной в прошлом суеты и беготни. Все сидят, уткнувшись в смартфоны. Раньше наша страна была самой читающей страной в мире. А каков он сегодня, современный читатель?

     Известно, что чтение развивает человека. Учит его думать и создавать что-то новое. Говорят, что люди, которые читают книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Сегодня специалисты бьют тревогу: дети стали мало читать. Упали тиражи книг. Нет, падение чтения бумажных книг не заменено в полной мере чтением книг электронных. Даже в такой стране, как США, где развиты интернет-продажи, доля книг, продающихся в электронном виде, занимает всего десятую часть от всего количества продаваемых книг. Бумажная книга ещё долго не будет заменена электронной. Говорю вам это как начинающий писатель, столкнувшийся с книгоизданием. Понимаете… книга в руках обладает каким-то магическим действием… Беря её в руки, читатель погружается в мир, созданный писателем. И если этот мир создан интересным, то читатель забывает обо всём. Он отдыхает. Его заботы и проблемы отходят на потом. Он радуется и переживает с героями рассказа, размышляет о происходящем, сверяет свою точку зрения с авторской, делает выводы. А после прочтения книги уже с новыми силами берётся делать свои дела. В компьютерной игре кажется, что есть много вариантов развития событий, но они все уже написаны, и игроку только и остаётся, как переходить с одного уровня на другой. А читающий книгу может сам придумывать, как бы дальше развивались события, если бы что-то можно было изменить. В большинстве компьютерных игр игрок не может сам так придумать. То есть у читателя больше простора для творчества и фантазии.

     Взрослые часто совершают одну и ту же ошибку. Вместо того, чтобы поинтересоваться у детей их мнением, они навязывают им своё, а потом удивляются, почему дети не делают того, что хотят взрослые. Взрослые считают, что они лучше знают, что нужно детям. Ведь они сами вчера были детьми. Но ведь это было В Ч Е Р А! Сегодня ребёнок с малого возраста привязан к компьютеру или смартфону. По моим наблюдениям, если до 5 класса детям не привили любовь к чтению, то дальше её прививать уже бесполезно. Компьютерные игры выигрывают это сражение! Пока взрослые спорят,  почему сегодняшние дети мало читают, будут ли они читать в будущем, став взрослыми, и как привить им эту любовь к чтению, я решил поинтересоваться у самих детей их мнением.   

     В опросе участвовало более 100 детей-пятиклассников из самой обычной школы. Всего было задано 11 вопросов. Дети не подписывали свои анкеты, а потому, скорее всего, отвечали честно. На вопрос «Читаете ли Вы детские книги?» 80% детей ответили, что так или иначе читают. Только 20% не читает их вовсе. Почти половина детей читает книги, потому что сами этого хотят. Другая половина, потому что задают в школе или им советуют читать родители. Не читают книги из-за отсутствия времени 58%, из-за того, что считают их неинтересными – 30%, потому что их пишут взрослые, которые ничего не понимают в современной детской жизни – 12%! Кроме имевшихся в анкетах вариантов ответов дети активно предлагали свои варианты, объясняя, о чём бы они хотели читать. Только 20% учеников читают книги в интернете. Остальные берут их или в библиотеках, или в магазинах. То есть получается, что современные пятиклассники в большинстве своём пока ещё ХОТЯТ читать детскую литературу! Но беда в том, что большинство детской литературы, продаваемой в книжных магазинах, это перепечатка написанного в 30-40 годах прошлого века или немногим позже. Нынешним детям многое в тех рассказах, во-первых, непонятно, так как описываемые в них события принадлежат другой эпохе. А во-вторых, дети хотят читать про своих современников, про сегодняшний день. У каждого ученика сегодня есть или сотовый телефон, или смартфон. А им предлагают читать рассказы, в которых упоминаются атрибуты ушедших дней. К примеру, повстречает ребёнок упоминание о химическом карандаше или подобных вещах, о которых нынче дети понятия не имеют, и у него пропадает интерес к дальнейшему чтению этого произведения. Поэтому стоит ли удивляться тому, что  46% опрошенных детей сами хотели бы написать книгу! Оказалось, что я далеко не одинок в своём творческом порыве. Но куда детям девать эту писательскую и читательскую энергию? Где создана для них площадка?

     В Челябинске есть несколько литературных студий. В них с детьми занимаются талантливые преподаватели. В одной только литературной студии имени Е. А. Губиной «Ось» под руководством Виктории Игоревны Ивановой занимается более 100 детей! Понятно, что дети, которые сами пишут, будут и чужие рассказы читать. Но где можно прочесть их творения? Вот если бы в Челябинске был сайт, на котором ребята могли бы размещать свои произведения! Глядишь, и их сверстники начали бы читать рассказы своих ровесников. Пусть не всех, но хотя бы призёров или участников литературных конкурсов, проводимых в Челябинске. Ведь читать рассказ твоего сверстника из твоего города или тем более из твоей школы всегда интереснее, чем то, что задают к прочтению в школе!   

     Знающие люди могут мне возразить, что такой сайт уже есть. Под привлекательной для детей вывеской и от имени детских писателей Южного Урала его ведёт уважаемая в прошлом детская поэтесса-писательница. Казалось бы тут-то и место для отдельной вкладки, посвящённой детскому творчеству. Ан нет! Вместо этого на сайте помещены размышления детского писателя Вадима Левина (проживающего с 2001 года в Германии) не верящего, что дети могут написать что-то стоящее для своих сверстников. Более того на этом же сайте его администратор обвиняет подрастающее поколение в том, что мы сейчас не такие, как они в далёком 1944 году! Там же ведущая сайта признаётся, что она сама не может написать так, чтобы это заинтересовало современных 9-11 летних детей. По-видимому, администратор не понимает, что таким образом подставляет писателей, от имени которых он и существует. Кто же из родителей, почитав такие материалы на сайте, будет после этого советовать своим детям читать произведения челябинских писателей, которые хотя и пишут в основном для дошкольников, но пиарятся именно на этом сайте?

     Я общался с профессиональными челябинскими литераторами. Знакомился с ними, участвуя в литературных конкурсах. По-моему, у них даже мысли не возникает о том, что писать рассказы надо так, чтобы они привлекали сегодняшних школьников. Вместо этого одни из них считают, что детям незачем заботиться о том, что их сверстники мало читают. В детстве надо просто радоваться жизни, приобретать мастерство и опыт, а не дискутировать со взрослыми по поводу существующих проблем и пытаться сделать за них их работу.  Другие вообще считают, что детская проза должна быть высокохудожественной. А ребёнок с его малым жизненным опытом не может ничего хорошего написать. По их мнению, для детей могут писать только взрослые. Третьи и вовсе считают, что детские писатели и не должны пробуждать у детей любовь к чтению. Они пишут, исходя из своего жизненного опыта, и если современные дети не понимают то, о чём они пишут, то это не проблема писателей, а проблема современных детей. Такие писатели считают, что у моего поколения отсутствует или неразвита элементарная любознательность, любопытство. Что мы не желаем читать, не умеем читать, не умеем думать и мыслить, у нас отсутствует воображение, необходимое читающему, а не бездумно смотрящему на экран. И вообще, по их мнению, сегодняшние подростки элементарно ленивы. Такие детские писатели, с одной стороны, признают то, что они попросту не знают современное поколение и говорят, что им слабо написать произведения, которые могут заинтересовать 9-12 летних детей, а с другой, -  не считают должным идти в ногу со временем. Не считают, что их обязанность, если уж они решили называться детскими писателями, - писать так и о том, что будет интересно современным детям. Отсутствие интереса к чтению у детей им проще объяснить деградацией молодого поколения. Мол, это оно не такое, как надо, раз не хочет читать то, что они пишут. А не писатели  пишут не то, что надо, раз дети не хотят читать их произведения.

      Да, мы не такие, как вы. Но это не значит, что мы хуже или лучше вас. Просто мы другие. Потому что время сейчас другое – цифровое… И даже слова библиотекарей с многолетним стажем о том, какие книги нужны сегодняшним детям, не могут убедить наших «великих писателей». Иллюстрацией к вышеописанной ситуации может служить английская пословица о том, что нельзя старую собаку научить новым трюкам…( you can't teach an old dog new tricks). Наши профессиональные писатели, свысока смотрящие на литературное творчество детей, никак не могут понять, что если сегодня дети не будут читать хотя бы простенькие рассказы, написанные их сверстниками, то завтра они тем более не будут читать высокохудожественную прозу для взрослых. Они даже газет уже читать не будут. Они будут помешаны на компьютерных играх.

     Что же предлагают взрослые детские писатели своим читателям, играющим в интернет-игры? Как они влияют на вкус современного читателя? В некоторых челябинских библиотеках есть хрестоматии с произведениями писателей Южного Урала, альманахи, выпускаемые писательскими и литературными объединениями. Но ребёнка, сидящего за компьютером, нельзя заинтересовать чтением классических произведений. Для этого ему надо предложить что-нибудь современное. Классика будет потом, когда он хоть что-то начнёт читать. В хрестоматиях отражена проза прошлого века. Альманахи выходят раз в год, и то не каждый, и доступны только в библиотеках. Самый «свежий», который я смог найти, был за 2014 год! Причём не все библиотеки согласны выдать их на руки. Современная детская книга должна быть доступна читателю так же, как и компьютерная игра, чтобы читателю её можно было подарить или купить самостоятельно. А где книги наших челябинских детских писателей для 9-12 - летних детей в челябинских магазинах? На проводимом в Челябинске 28 января 2018 года литературном семинаре Челябинским отделением Союза писателей России с горечью констатировалось отсутствие на прилавках книжных магазинов произведений местных авторов. Писателю в магазин попасть очень трудно. Это стоит больших денег. И как говорит одна уважаемая челябинская поэтесса, большой изворотливости. Поэтому они пишут в надежде быть опубликованными в очередном нерегулярно выходящем альманахе или, если очень повезёт, получат премию в каком-нибудь конкурсе. После чего, по-видимому, писатель будет считаться пишущим высокохудожественную литературу. А дети его произведения как не читали, так читать и не будут. Не верите? А вы почитайте прессу, освещающую культурную жизнь. В вашем сознании без труда сложится следующий образный видеоряд. Писатель получает премию, издаёт книгу (наверное тоже пользуется изворотливостью), далее идёт презентация книги, много понтов, освещение презентации в прессе и… всё! Пшик! Где эта книга на прилавках магазинов, где она в библиотеках? Где она в интернете? Где её могут прочитать дети? Всё. Тупик. Наверное, без вмешательства государства в помощь писателям в издании детских книг и попадании их на полки книжных магазинов никакого будущего нет ни у сегодняшних писателей, ни у их возможных читателей.

          Ну а что же наши господа журналисты, как они заботятся о своём читателе или о том, чтобы без них не остаться? Один знакомый мне уважаемый журналист на полном серьёзе написал статью о том, что газета выполняет важную функцию – прививает любовь к чтению! Я-то думал, что любовь к чтению прививается чтением художественной литературы, которая  начинается с чтения детских сказок и рассказов. А оказывается, чтение новостей в детской газете - это и есть ГЛАВНЫЙ способ привить любовь к чтению! Я не ставлю под сомнение то, что читать новости в детской газете полезно и нужно. Но с тем же успехом любовь к чтению можно прививать и чтением известных надписей в известных местах. А можно уподобиться Шарикову и читать магазинные вывески или рекламные билборды – может тоже привьётся любовь к чтению.

      К сожалению, во многих школьных библиотеках не выписывают детские газеты и журналы. Получается, что библиотекари хотели бы прививать детям любовь к чтению, да нет возможности. А ведь для этого не нужно больших денег. Та же газета «Пионерская правда» стоит всего 10 рублей, а по подписке в электронном виде – 5! Да что школьные! Даже в городских детских библиотеках скудный ассортимент детских газет и журналов!

     Как было бы хорошо, если бы в наших газетах взрослые журналисты, задумавшись о такой проблеме, печатали не только новости и рекламу, но и рассказы для детей. Спасибо челябинской газете «То4ка ЗРения», которая открыла рубрику «Литературная страница» и решила внести свой вклад в борьбу за будущее поколение своих читателей! Ведь если сегодня дети не будут читать книги и рассказы, то завтра они не будут читать и газеты!

     Видя, как взрослые детские писатели самотстраняются от того, чтобы заинтересовать подрастающее поколение чтением, дети сами пытаются как-то решать эту проблему. Участвуя в литературных фестивалях и конкурсах я понял, что в Челябинске много талантливых подростков, пишущих стихи и рассказы. К сожалению, помощь взрослых в  продвижении творчества этих ребят к их сверстникам ограничивается проведением литературных конкурсов и рекомендациями литературным журналам опубликовать их произведения. Доходит до того, что дети сами начинают бить тревогу и пытаются что-то сделать.

     Конечно же, не без помощи своих родителей, дети пытаются издавать книги и дарить их в детские библиотеки. Артём Медников, Илья Кравцов  Артём Удовицкий – вот не полный перечень этих ребят. Это шестиклассники победители городских литературных конкурсов. Мы участвуем во встречах с читателями, дарим книги детским и школьным библиотекам, пытаемся поднимать эту проблему в прессе. Делаем социальные видеоролики, пытаясь привить детям любовь к чтению. Каждый из нас осознанно или нет по-своему пытается решить эту проблему. Ведь если взрослые писатели самоустранились от этого, тогда, по-видимому, общество может рассчитывать только на наши детские силы.

     Ну а пока получается, что портрет современного читателя выглядит так: это ребёнок, который хочет читать близкие и понятные ему современные книги, но из-за того, что писатели не могут или не хотят предложить ему таковых, он уходит в мир компьютерных игр. Уже можно говорить о том, что началась эпидемия новой болезни под названием «Нечитайка». И для того, чтобы не пришлось заносить читателя в Красную книгу, надо делать прививку любви к чтению.

 https://youtu.be/R2IfB3joyuw

Просмотрено 238 раз(а)

Комментарии: