Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области

Артём Удовицкий » УСТЬ-КАТАВСКАЯ АНОМАЛИЯ

18 июля 2018
Вот уже восьмой месяц слово «юнкор» ассоциируется у меня с умными, креативными, одарёнными и весёлыми юными журналистами. Нас познакомила «Журналина». И всё это время я не переставал удивляться и хотел побывать в аномальном месте Челябинской области — городе Усть-Катаве. «Это что ещё за аномалия? — удивитесь вы. — О такой не слышали».

А всё очень просто. В пересчёте на 1000 жителей уровень юнкоров в Усть-Катаве просто зашкаливает! Неужели вам бы не захотелось побывать в городе, в котором рождается столько талантливых ребят и девчат? Вот и я, воспользовавшись поводом (у Усть-Катава был юбилей — 260 лет), уговорил родителей хоть на один день съездить в город моей восьмимесячной мечты.

Ехали мы долго. На трассе периодически возникали заторы из километровых пробок, возникающих то из-за ремонта дороги, то из-за аварий. И вот, наконец, наслаждаясь горными пейзажами, в 14:15 мы въехали в город.

Скажу честно: при подготовке к поездке был момент, когда я начал сомневаться в её удачном исходе. Дело в том, что поиск гостиницы для ночёвки уже превратился в приключение. До главной гостиницы города дозвониться так и не удалось. Частные бизнесмены то предлагали ночлег в месте с громким названием «Вилла», которая на деле оказывалась маленькой комнатушкой всего лишь с одной кроватью, то предлагали заселяться минимум на три дня. Такие условия отобьют желание остановиться на ночлег у любой семьи. Но кто ищет, то всегда найдёт! Наш выбор пал на частную гостиницу «Алла+», в которой мы в итоге и остановились. Гостиница превзошла все мои ожидания. В ней было вроде как и в гостинице, но по-домашнему. Навсегда мне запомнится этот тихий дворик, сидящие у подъезда бабульки (что во дворах Челябинских десятиэтажек давно стало редкостью, а родителям напомнило о временах их детства), чистый подъезд и то там, то там расположившиеся в тенёчке коты и кошки. Кстати, почему в гостиницах вместе с постельным бельём и полотенцами не выдают котиков?

Разместившись в гостинице и пообедав, мы выдвинулись на изучение местных достопримечательностей. Наутро нам надо было уже уезжать обратно. Поэтому времени на знакомство с Усть-Катавом оставалось мало. Хорошо, что мы были на машине. Иначе обойти всё за 7 часов просто нереально. В первую очередь я направился в Центр детского творчества, где меня ожидали диплом и призы за участие в конкурсе видеороликов на лучшее поздравление Усть-Катава с юбилеем. На втором этаже ЦДТ располагалась детская библиотека, которой я подарил свою книгу. Библиотекари её с теплом приняли и пригласили приезжать к ним в гости ещё, но уже для встречи с читателями.

Основные достопримечательности находились в другой части города. Поплутав по улицам, мы выехали на крутой спуск вдоль Катавского пруда. Здесь меня ждало первое открытие. Оказывается, устькатавцы совершенно бесплатно каждый день могут кататься на аттракционе, подобном «американским горкам»! Если по этому спуску спускаться быстро, то начинает закладывать уши!

После спуска с усть-катавской горки мы увидели интересное сооружение под названием Французский мост. Его строили бельгийцы ещё в начале прошлого века. Конструкция моста железная, но верхнее полотно — из деревянных досок, по которым туда-сюда постоянно ездят автомобили. Отдельно по мосту проложена дорожка для пешеходов. Отсюда открывается чудный вид на реку Юрюзань и горы.

Затем состоялось знакомство с ещё одним мостом — Брянским. Это самый большой пешеходный мост в городе и, по-моему, самый красивый. Его построили в 1944 году, но он до сих пор выглядит хорошо. С него можно увидеть другие мосты города и проходящие неподалёку по железной дороге поезда.

Рядом с Брянским мостом находился следующий объект моего посещения — парк и ДК имени Т.Я. Белоконева. Я увидел арт-объект необычной формы: «Я люблю Усть-Катав». Необычным были буквы и само сердечко. Удобно расположившись для фотосъёмки, я не понимал неодобрительных взглядов расположившихся в стороне на лавочках бабушек. Лишь только сфотографировавшись и отойдя немного в сторону, мы заметили объявление о том, что мне грозит штраф в 5000 рублей за неправильное позирование для фото! Реальность штрафа подтверждалась сообщением, что мои действия засняты видеокамерой. Это была то ли засада, то ли подстава! А как же иначе? Ведь подойти к арт-объекту можно с двух сторон. А объявление висит только с одной, с той, откуда меньше всего людей и заходит в парк.

Моё путешествие принимало новый оборот. Чтобы не привлечь внимание свидетелей-старушек к нашему скорому уходу из парка, мы медленными шагами поспешили оттуда удалиться. Шагов погони слышно не было, и я остановился на мгновение попозировать на фоне Дворца культуры. Пока шли обратно к машине, на ходу провели семейный совет. 5000 рублей у нас не было, в качестве оружия с собой была только пишущая ручка и блокнот. Поэтому решили уходить в горы.

Вы, наверное, уже догадались, что наш путь лежал к горе Шихан. «Шиханка» — так ласково и нежно называют её местные жители. Побывать в Усть-Катаве и не совершить восхождение на Шиханку — всё равно что не побывать в этом городе вовсе. С этой горы открывается прекрасный вид на город. По пути на Шиханку можно увидеть много красивых старинных домов. Некоторые из них, такие как дом купцов Патриных, своей архитектурой могут перенести вас на сто лет назад. Тропинка на гору берёт своё начало между домов, которые в несколько рядов примостились у подножия Шиханки.

Сама гора относительно невысока по сравнению с другими, располагающимися вокруг города, — всего 407 метров над уровнем моря. Но какие с неё открываются виды!.. На вершине горы расположен поклонный крест, а чуть ниже — лавочка, излюбленное место для фотосессий покорителей Шиханки. Да… Это не сравнится ни с чем! Вид на окрестные горы, на реки Катав и Юрюзань, а также на мосты, дороги, дома и завод стоил того, чтобы добраться сюда. С Шиханки можно разглядеть ландшафт Усть-Катава: его возвышенности, плотину или же просто полюбоваться на город. С одной стороны можно увидеть Усть-Катавский вагоностроительный завод, реку Катав и вид на жилую часть города. Но если же повернуться, то перед вами предстанет вид на соседствующие горы, частный сектор, реку Юрюзань и… чётко стоящие гаражи. Я считаю, что гора Шихан — лучшее место в городе, которое надо посещать обязательно. Куча приятных эмоций гарантирована!

Посидев на лавочке и внимательно разглядев окрестности, мы убедились в отсутствии погони. Солнце готовилось ко сну. И нам тоже пора было спускаться.

Усть-Катав поразил меня своими хорошими дорогами. Только в одном месте — при въезде в город, поворачивая на улицу Широтную, — можно попасть в ямки. Наверное, их специально не заделывают, чтобы водители не разгонялись, — ведь впереди крутой спуск.

Незабываемый колорит усть-катавским многоэтажкам придают пасущиеся вдоль дорог коровы и козы. Такое прикольное сочетание города и деревни даёт городским малышам правильное представление о происхождении продающихся в магазинах молочных продуктов.

Гуляя по вечернему Усть-Катаву и наслаждаясь его тишиной и чистым воздухом, я с грустью думал о завтрашнем возвращении домой. Подражая «Орлу и решке», я спрятал нейтралинский клад во дворе школы № 5. Она была ближе всего к нашей гостинице.

К сожалению, я не встретил никого из юнкоров. Редакции были на каникулах, а ребята растворились в прохладных сумерках родного города, наслаждаясь ещё одним днём летних каникул.

Город, в котором живут твои друзья, тоже становится частью твоей судьбы… Мы встретимся на «Журналине». Теперь я знаю, почему в Усть-Катаве столько талантов. Я дышал с ними одним воздухом. Воздухом Усть-Катава.

Насладившись видами вечернего города, я подходил к гостинице. И тут меня осенила мысль. В городе, где находится самый большой трамвайный завод, я так и не увидел ни одного трамвая! А ведь на карте были нарисованы трамвайные линии! В чём же дело? Разгадка нашлась в Интернете. Оказалось, что трамвайную линию в Усть-Катаве открыли 45 лет назад, но в 1997 году закрыли. И теперь трамвайные линии с самым большим уклоном в СНГ используются только для обкатки новых трамваев. Вот, оказывается, как бывает. Город, производящий трамваи, своих трамваев не имеет. Так, думая про горы и про трамваи, я незаметно заснул…

Проснувшись на рассвете, я пошёл любоваться туманом, окутывающим горы. Тишина… В лучах восходящего над Шиханкой солнца умывалась росой трава. Лежащие возле пятиэтажек коты радовались утренней прохладе. Еле-еле был слышен перестук колёс далеко идущих поездов. Ждать исполнения своей мечты восемь месяцев и путешествовать по городу всего восемь часов! Как же это мало, чтобы близко узнать город. И как это много, чтобы понять его душу…

https://www.youtube.com/watch?v=42d6eRmtDIE

Просмотрено 39 раз(а)

Комментарии: