Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области

Александра Яшина » Когда поднимется занавес

30 января 2013
Испытано на себе - любимая рубрика.

Говорят, театр начинается с вешалки. А мой театр начался с… электрического стула. Страшно заинтригованы? Не волнуйтесь, никто не пострадал. 
В роли актрисы
Январь 2012-го года. После очередного спектакля руководитель пластовской театральной студии Геннадий Александрович Пасечник приглашает меня на одну из репетиций. Поприсутствовать или поучаствовать – еще не знаю. Но вихрь событий заносит в самую гущу: и вот я уже на «выгородках» - примерных декорациях, пробуюсь в роли Алисы – актрисы, согласившейся помочь профессору психологии в одном скандальном опыте: влияние жестокости на процесс обучения. Двое студентов, лаборатория и тот самый электрический стул... Эту постановку пьесы В. Красногорова «Жестокий урок» зритель, к сожалению, так и не увидел. Зато в ДК «Октябрь» завелась мышь. Да-да, самая настоящая. А еще кошка и тётушка Марина. В общем, у театрального коллектива начались новые репетиции. На этот раз ставили пьесу «Ай, да Мыцик!» Е. Чеповецкого. Три месяца творческих поисков, репетиций, потом премьера и мини-гастроли в «Лесную сказку»... 
«Вечерняя школа»
Такое вот романтичное название у пластовской молодёжной театральной студии. Это и вправду школа: школа эмоций, движения, жизни. Литературные произведения, переведенные на язык драмы, играют новыми красками, особенно если становишься их частью – примеряешь на себя ту или иную роль. Вечером, после всех дневных забот и хлопот, коллектив собирается на очередную репетицию. Снова и снова – поиски нужного тона голоса, действий, эмоций. Снова и снова обсуждения, споры...
Сегодня «Вечерняя школа» - это Геннадий Александрович Пасечник, Александр Васильевич Шатунов, Наталья Валерьевна Борисова и, как было написано на одной из последних афиш, другие. Коллектив молодежного театра слишком уж непостоянен: актёры здесь, как правило, старшеклассники, так что дольше двух-трёх лет заниматься в студии им не приходится – после школьных экзаменов и выпуска юные театралы покидают маленький Пласт и разъезжаются по большим городам. 
За прошедший год коллектив порадовал зрителей двумя постановками – детской сказочной историей про кошку и мышку и комедией по рассказам Аркадия Аверченко. 
«Здравствуй, мышка!»
Как я уже сказала, летом в ДК «Октябрь» завелись кошка, мышь и тётушка Марина. Шум и беготня по сцене Дворца культуры на три месяца стали обычным явлением: это Мыцик (ваш корреспондент Саша Яшина) делал утреннюю зарядку и Кыцик (Даша Шерстобитова) пытался освободиться из сырного плена. А на премьеру наша любимая тётушка Марина (Наталья Борисова) принесла настоящий, «всамделишный» торт, так что удовольствие на мордочках дебютанткам кошке и мышке изобразить было еще проще!
Детский спектакль – всегда праздник, причем не только для маленьких зрителей, но и для актёров, ведь дети – самый открытый, эмоциональный и благодарный зритель.
- Особенно запомнился момент, когда в детском лагере меня перепутали с мышкой, - рассказывает Даша (Кыцик). – Перед спектаклем я должна была спрятаться под стол и оттуда мяукать. Представьте себе мою реакцию, когда на вопрос, не видели ли они здесь мышонка, дети ответили, что он под столом... (смеется) Сразу захотелось выпрыгнуть и сказать: «Дети, я кошка! Кошка я!»
Для меня в свою очередь приятной неожиданностью стало то, что во мне узнали «того самого Мыцика»: однажды в школе на перемене ко мне подошел пятиклассник и с довольным видом пожал руку, добавив при этом «Здравствуй, мышка!»...
Снаружи и внутри 
Кто не мечтал попасть в чудесный мир закулисья? Побывать не только в зрительном зале, но и на сцене? Но, может быть, у Вас боязнь сцены?.. Как же не только не забыть свои слова, но еще и не выходить из образа перед публикой?..
Ничему такому в «Вечерней школе» не учат. Просто со временем приходит уверенность, осознание того, что ничего страшного в выступлениях нет. Взявшись за пьесу, коллектив должен не просто выйти и пробормотать слова – должен донести какую-то мысль, идею; так задача и упрощается, и усложняется одновременно. 
А вот чему действительно учишься в театральной студии, так это доводить дело до конца, причем стараться делать всё на уровне – «держать марку». «Ведь зрителю не важно, сколько репетиций было – одна или десять. Зрителю интересен спектакль», - говорит Геннадий Александрович.
«Аве»
Шесть рассказов: «Семь часов вечера», «Американец», «Галочка», «Нянька», «Обыкновенная женщина», «Трава, примятая сапогом» - одно название, «Аве». Вы не читали Аркадия Аверченко?.. Почитайте. Или посмотрите комедийный спектакль «Аве».
 Премьера состоялась в середине декабря прошлого года. За последние несколько лет это самый массовый спектакль «Вечерней школы»: актеры задействованы, что называется, от мала до велика. Даже руководитель студии на сцене. 
А что за кулисами? Просто море эмоций! Ведь почти все участники выходят на сцену впервые. А вдруг реплика из головы вылетит или еще что-нибудь?.. Но на этот раз всё прошло хорошо. У Геннадия Александровича блестели от слёз глаза: «Я же должен испытать счастье, глядя на то, как вы играете…»
Под занавес
В театре загадочно и чудесно всё: декорации, реквизит, свет, актёрская игра. Сидя в зрительном зале, наверное, каждый испытывал почти детский восторг: что-то будет там, на сцене, когда поднимется занавес?.. Декорации могут быть самыми простыми, их даже может не быть вовсе… Тут всё дело в актерской игре и воображении. 
А там, на сцене разворачивается действие. Самое сложное – преодолеть волнение перед выходом. Но вот твоя реплика – выход, взгляд, пауза… Зрителей в зале не видно – в глаза бьет яркий свет рамп. И актёры живут в этом чудесном мире до конца действия с того самого момента, когда поднимется занавес.

Просмотрено 848 раз(а)

Комментарии: