Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области

Владислав Долгополов » На работе я - мама

8 ноября 2019
Интервью с воспитателем Центра помощи детям

«Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека», - такое определение дано в одном из многочисленных педагогических словарей. Воспитатели бывают разные: в детском саду, в летнем лагере, в интернатах разного типа, в детских домах и Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В каждом из этих учреждений у воспитателя свои обязанности и ключевые направления деятельности. В чём специфика работа воспитателя в Центре помощи детям? Об этом наш разговор с Людмилой Владимировной Тепловой - педагогом-воспитателем муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Пластовского района.

- Людмила Владимировна, как давно Вы работаете в Центре помощи и почему выбрали профессию воспитателя?

- В Центре работаю 14 лет, а к этой профессии пришла случайно. В 2005 году, когда здесь работала ещё моя мама, им понадобился младший воспитатель. По просьбе мамы решила попробовать. Через несколько лет поняла, что это, как говорится, - моё. Пошла учиться в педагогический университет и в 2013 году закончила его. Сейчас уже и не представляю себя в другой профессии.

- Насколько морально тяжело работать, какие сложности есть у воспитателя Центра?

- Тяжело не столько морально, сколько физически. У нас по графику бывают ночные смены, когда отдыхать некогда. С детьми не устаю, с ними весело и интересно. Иногда не знаешь, чего сегодня ожидать. Конечно, каждый ребёнок как личность по-своему уникален, требует к себе внимания. Под детей не подстраиваюсь. Просто работаю и люблю их всех одинаково. 

- Как проходит Ваш обычный рабочий день?

- Также, как и дома. Наш Центр для проживающих в нём детей – это их дом, здесь их семья. Вот я пришла сегодня на работу, всё – я дома, я – мама. И заботы у воспитателя те же: каждого разбудить, умыть, сделать зарядку, покормить завтраком и отправить в школу. Мы – одна семья. В школе также встречаемся и беседуем с учителями, интересуемся, как прошёл день у ребёнка. Как мама дома. Только у нас детей больше.

- Какие у Вас были представления о профессии воспитателя и поменялись ли они в процессе работы?

- Моя первая специальность никак не связана с детьми. Но так получилось… Попробовала себя в роли воспитателя. Сейчас уже не могу без Центра. Даже не знаю, смогла бы работать, например, в детском саду. Детский дом – это мой дом, моя большая семья, наша семья.

- Людмила Владимировна, чем Вы увлекаетесь и стараетесь ли заинтересовать этим детей?

- Очень люблю печь и украшать тортики. Это моё хобби. С детьми часто провожу мастер-классы. Мы печём пряники, блины. Ребятишкам очень нравится то, что они делают своими руками. Потом ещё и съесть приготовленное! Это вообще классно!

- Как можно оценить эффективность вашей работы и возможно ли это?

- Это очень трудный и длительный процесс. Результаты видны, когда дети вырастают. У меня одной выпускнице – Юле Куликовой – 32 года. У неё дочка Дашенька уже пошла в школу. Мы до сих пор с Юлей созваниваемся, поддерживаем связь. У неё всё хорошо.

Не все дети вырастают положительными. Есть разные ситуации. Когда знаешь, что ребёнок чего-то добился, тогда наступает гордость, что ты приложил к этому руку. Думаешь: частичку себя отдал. Хочется, чтобы у всех всё получалось.

- Есть ли выпускники, которыми Вы гордитесь?

- Юлией Куликовой очень горжусь. Она живёт в Челябинске. Когда пришла на работу в Центр, Юля была уже взросленькой. Так что я её не с малых лет растила.

Розалин Клявин, сейчас работает на ЮГК, на хорошем счету. Семья у него, в армии отслужил.

С теми ребятами, что в городе живут, постоянно при встрече обнимаемся, разговариваем. Есть много выпускников, которыми можно гордиться, о ком часто вспоминаем. Все дети молодцы. Каждый по-своему раскрывает свой талант.

- Людмила Владимировна, известно, что педагоги иногда эмоционально выгорают. Вам знакомо это состояние?

- Да, бывали такие случаи. Связаны, наверное, с усталостью. Сейчас, к счастью, прошло. Вспоминаю эту ситуацию: по каждому поводу сразу – в слёзы. Но ребёнку слабость свою показывать нельзя ни в коем случае. Точно могу сказать, что это было эмоциональное выгорание. Как справилась? Может быть, отдохнула. Сейчас даже когда в отпуске, с детьми созваниваюсь, про работу не забываю ни на минуту.

- Как стать для детей своим, нужно ли для этого делать что-нибудь особенное?

- Думаю, что с ребятами надо разговаривать на их языке. Как дома: где-то строго, где-то поулыбаться, пошутить. С маленькими детьми – на их уровне. Присела на колени, поговорила глаза в глаза.

- Какие у вас в Центре есть кружки для развития детей?

- «Поём вместе», «Мир вокруг нас», «Мастерская чудес», «Поварёнок». Это ещё не все. В свою смену каждый воспитатель проводит мероприятие и выполняет какое-то творческое дело. Ручной труд – это обязательно. По вечерам постоянно что-то лепим, клеем, печём. Тут же покушаем, чай попьём, побеседуем. Как дома. Все вместе сели, планы какие-то на завтра обсудили или поговорили о прошедшем дне. Да и просто так, ни о чём, сели, пообщались.

- Как помочь детям начать жизнь с нового листа, забыть всё плохое? И чем Вы в этом помогаете?

- Наверное, со временем они всё забывают. Хотя, нет. Ничего они не забывают. Они всё помнят. Может быть, они где-то прячут далеко в себе эту озлобленность, сердитость.

- Считается, что у детей-сирот отсутствует чувство самостоятельности, что они не приучены выполнять элементарную домашнюю работу: убрать за собой, помыть посуду. Это верно?

- Согласитесь, не все дети дома-то моют посуду. У нас, конечно, помощники есть. В столовой повара приготовят, только приди – покушай. И уберут, и помоют за тобой. Но всё равно дежурство есть. Не скажу, что прямо совсем не приспособлены. Нет, они всё могут. Мы развиваем и поддерживаем эти умения. Может быть, не всегда хотят. Это так же, как и дома, в семье, только детей больше 15. И каждый вечер я ребятам говорю:

– Семья, пойдёмте, попьём чай, обсудим, поговорим. Сегодня вас много у меня. Я устала.

Они всё понимают:

– Тихо, но всё. Уже же Людмила Владимировна устала. Она сегодня целый день с нами.

К вечеру дети уже тише начинают разговаривать, меньше бегать, хотя и хочется.

– Как учителя в школе? – спрашиваем.

– Нет-нет, – категорично заявляет Людмила Владимировна, – это неправильно. Мы как мамы дома.

Сейчас отношения с учителями не такие строгие, как раньше. Общение немного посвободнее. Учитель – это учитель, а мы – мамы. Нас дети называют по имени-отчеству. Но я вышла на работу, я – мама. Не то что я им прямо говорю: «Я ваша мама». Нет, я веду себя, как мама, делаю так, как мама. Как дома со своим ребёнком.

- Людмила Владимировна, в чём состоит Ваша миссия – помогать детям?

- Даже дети, которые находятся у нас недолго, видят добро, наше отношение, чистоту и уют, которые мы создаём. Когда возвращаются назад, в семью, начинают следить за собой, становятся опрятнее. Они стараются измениться в лучшую сторону. На нашу работу надо ходить с улыбкой, весь негатив и неприятности оставлять дома. И дети будут отвечать добром.

 

О своей работе и воспитанниках Людмила Владимировна рассказывает легко и в то же время как будто боясь пропустить что-то важное. Как мама о своём ребёнке. Эта встреча развеяла все мои мифы о детских домах и Центрах помощи детям. Вопреки моим представлениям (теперь уже оставшимся в прошлом), здесь тепло и уютно, можно заняться интересным делом, собраться вечером всем вместе за чашкой чая и поговорить просто так, ни о чём. Как в обычной семье.

Конечно, подобные Центры не заменят ребёнку настоящий дом, а воспитатели – родителей. Но хотя бы на некоторое время дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут ощутить себя частью большой дружной семьи. И воспитатель, которая на работе - мама, поможет им в этом.

 

Просмотрено 30 раз(а)

Комментарии:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПОРТАЛЕ ЧиП Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение