Читай и Пиши
юных журналистов
Челябинской области

Анастасия Гаврилова » Гость из космоса

14 марта 2013
15 февраля в серые будни южноуральцев в буквальном смысле ворвался… метеорит! Самый что ни на есть настоящий! Он пролетел над Челябинском и упал близ Чебаркуля. Многие уральцы могли в тот день наблюдать огромную световую вспышку.

В одночасье новость о «госте из космоса» разнеслась не только по всей России, но даже по всему миру. В тот день видео с пролетающим метеоритом и его вспышкой с разных ракурсов крутили по всем ТВ-каналам, все интернет-страницы так и пестрели фотографиями летающего объекта, а в мировой социальной сети «Твиттер» тег #RussianMeteor занял первую строчку в рейтинге. И, конечно же, все – от ученых до школьников-очевидцев – стали сочинять свои факты о метеорите. Но нас интересует только мнение профессионалов, поэтому я обратилась к руководителю астрономического клуба «Парсек» нашего озерского Дворца творчества детей и молодежи – Владиславу Петровичу Шумкову (на фото ниже). Он с радостью ответил на интересующие меня вопросы.

- Владислав Петрович, какова, на ваш взгляд, масса космического гостя, раз он по всей округе так «набезобразничал»?

- Масса самого метеорита была не более пяти килограмм. Вся вина за разбитые стекла лежит исключительно на взрывной волне.

- А каково было направление полета метеорита?

- Ученые полагают, что метеорит летел с юго-востока. Однако я считаю, что он имел направление с востока на запад. Иначе он упал бы не в Чебаркульское озеро, а на территорию Аргаяшского района.

- Еще вопрос: к какому типу принадлежал метеорит - каменному или железному? И связано ли это как-то с произошедшим взрывом?

- Метеорит принадлежал к каменному типу. Во время падения скорость его составляла 20-30 км/сек, и температура внутри него составляла -200 градусов по Цельсию. А снаружи он нагрелся до 500 C˚. В связи с резким перепадом температур на высоте 10-40 километров над поверхностью Земли произошел взрыв, в результате которого метеорит разлетелся на неизвестное количество осколков.

- Как же его теперь искать? Почему ученые до сих пор не нашли все осколки метеорита?

- Конечно, искать многочисленные осколки гораздо сложнее, чем целый метеорит. Если бы метеорит был железным, он, во-первых, не раскололся бы на такое большое количество осколков, а во-вторых, поиски можно было бы осуществлять с помощью металлодетекторов. Поэтому произвести поиск в округе озера нужно как можно скорее, иначе осколки просто занесет снегом, и к весне они сравняются с землей. Но и основную глыбу обнаружить под водой – тоже нелегкая задача. Хорошо, если бы она имела идеально круглую форму: в таком случае она не смогла бы улететь далеко от полыньи. Но поскольку метеорит, скорее всего, имел форму неправильную и несся с огромной скоростью, то при попадании в воду он мог проплыть еще довольно большое расстояние. Так и оказалось: когда водолазы спустились на дно Чебаркуля, они надеялись увидеть там космическое тело, полагая, что оно летело под определенным углом в 30-40 градусов. Однако его не нашли, да и вряд ли найдут до лета.

- Вопрос, взволновавший в тот день многих: почему пропала сотовая связь?

-  Когда летящий метеорит попадает в атмосферу, на его поверхности появляется статическое электричество. А поскольку скорость падения была огромна, возникло сильное магнитное поле. Отсюда и проблемы со связью.

- Некоторые утверждают, что упавшим телом был вовсе не метеорит, а самолет или даже тестовая ракета. Что вы думаете по этому поводу?

- Я видел кадры, на которых точно видно – никакой это не самолет. Ни один самолет не летает со скоростью 20 км/сек. Я слышал так же, как кто-то говорит, будто метеорит подбили НЛО, мол, если бы они этого не сделали, то Челябинск исчез бы с лица Земли. Я считаю, что все это ерунда. Метеорит обладал недостаточной мощностью, чтобы уничтожить Челябинск, а НЛО, даже если бы и существовали, не стали бы заниматься подобными глупостями.

- Утром метеорит, а ночью – астероид… Как-то многовато на нас сваливается. Как вы считаете, связаны ли эти космические тела между собой?

- Нет. Уже известно, что метеорит и астероид имеют разные орбиты. Лети они по одной орбите, я тоже подумал бы, что между ними существует связь, и упавший метеорит оказался бы лишь кусочком огромного астероида. Но это означало бы, что и астероид врезался бы в Землю. А ученые еще год назад рассчитали, что он пройдет на расстоянии 27000 километров от поверхности Земли. Так и вышло. Кстати, в Благовещенске наш российский телескоп-робот сняла полет этого астероида, и сейчас запись можно найти в Интернете на сайте МГУ ГАИШ. Прямо на главной странице сайта размещен двухминутный видеофайл с записью съемки.

- А можно ли делать деньги на метеоритах? Имеет ли смысл их продажа? И во сколько бы вы оценили средний метеорит?

- Я даже не знаю, потому что для меня они не представляют материальной ценности, а только научную. У людей упавшие небесные тела вызывают ажиотаж, мол, они чувствуют себя ближе к звездам. Кто-то говорит, будто магнитные поля метеоритов могут излечивать. Конечно же, это все ерунда. Еще до падения этого метеорита я встречал объявления типа «Продается кольцо с осколком такого-то метеорита» и тому подобные. А кто подтвердит подлинность этого самого метеорита? Тут больше обмана, чем ценности. Некоторые опытные любители-астрономы поступают так: открывают новые астероиды и дают право богатым людям присвоить ему свое имя. Не бесплатно, конечно, а за большие деньги. Целые аукционы устраиваются. А нам, жителям Урала, представился очень редкий случай увидеть полет болида. Такое выпадает в жизни не каждому!

Просмотрено 1005 раз(а)

Комментарии:

15 марта 2013 14:52 None

Настя, прекрасная статья, сразу видно, что ты увлечена этим.

15 марта 2013 14:47 None

Замечательная статья! Очень интересно...

Настя, отличная работа.

Да, такой увлеченный своим делом, необычный педагог работает у нас во Дворце творчества в городе Озерске. Он открыл уже 10 звезд, что официально зарегистрировано в Гарвардском университете. Прочитайте о нем статью на сайте - http://ozersk.ru/smi/?433.

15 марта 2013 13:48 Аркадия

Интересная статья. Приятно читать. Автор, молодец.

15 марта 2013 13:31 Катя Ш.

Очень интересный материал, я бы у такого учителя позанималась бы в астрономическом кружке.