Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
8 (351-52) 4-51-44

Иван Стуков » Учение + время = память = жизнь

6 февраля 2018
Мы меняемся на протяжении всей нашей жизни: нас учат родители, учителя, начальники, старшие, младшие и ровесники, люди авторитетные и нет, мудрые и безрассудные, знакомые и те, кого мы встречаем всего раз в жизни, великие мыслители и деятели прошлого. У каждого человека за всю жизнь можно выбрать целую галерею учителей, из которых он волей-неволей выделяет самых важных для него, давших то, что ему нужнее всего. Но кто есть лучший наставник для всех людей сразу?
Что же это?
На мой взгляд, сюда нельзя отнести ни человека в отдельности, ни категорию людей, ни вообще кого-то, кто жил, живёт или будет жить — это нечто большее, объединяющее всё: всю информацию, все знания, всю мудрость человечества, накопленную за всю историю его существования. Что-то вечное, что-то, что объединяет всех людей воедино и в то же время делает каждого индивидуальной личностью. Это что-то — память.
Почему она?
Без памяти человека как личности нет и быть не может. Давайте представим кого-то, ничего о себе и о мире вокруг не знающего. Что он может? Ничего, кроме как просто существовать. У него нет увлечений, стремлений, идей, взглядов, воззрений, друзей, врагов, семьи; а если они и были когда-то, то он о них не помнит. А раз не помнит, то в его собственном мире ничего из вышеперечисленного не наличествует. Всё, что составляет нашу личность, можно уместить в одно слово — память. Если мы о чём-то забыли, то этого в нашем мировосприятии нет. Если определённое общество чего не помнит, то для него этого чего-то нет. Если человечество чего-то не помнит, то этого не существует для каждого из нас, даже если оно было или есть сейчас.
Почему учитель?
Память универсальна. Человек преобразовывает память во всё, что он для себя открывает и изобретает. Она фундаментальна. Нельзя создать сложное, не помня о простом. Нельзя закрепить новое в сознании людей и в истории, если не запомнить его. И поэтому именно запоминая люди учатся. И пусть даже самый авторитетный и самый хороший учитель будет говорит вам самые правильные вещи — если вы не усвоите их, то ничему не научитесь.
Память и опыт
Память сама по себе бесполезна. Без разумного отбора она лишь нагромождение информации. Умение выбрать нечто действительно важное и применить — это опыт. В зависимости от полученных знаний и умений мы поступаем и корректируем наши действия, изменяем и приобретаем новые взгляды, идеи, навыки, модели поведения и даже чувства.
И всё было бы прекрасно, если бы не одно но: получение опыта — тяжелейший труд, и каждому приходится заниматься этим на протяжении всей жизни. Каждый человек преобразует свою личную память. Это требует от трудящегося сосредоточенности, силы духа, желания стать лучше, умения находить главное и правильное. Извлечение опыта — тоже навык, тоже опыт, которому нужно учиться.
Память биологическая
Но что, если поставить двух детей, людей без памяти и опыта, в совершенно одинаковые условия? Что, если на протяжении всей своей жизни они будут сталкиваться с одними и теми же людьми, говорящими и делающими одни и те же вещи, попадать в одни и те же ситуации… Станут ли они одинаковыми? Нет. Они имеют разную биологическую основу, исходя из которой в одних и тех же моментах жизни будут поступать по-разному. Например, если они получат одинаковое сложное, но решаемое задание, которое от природы более терпеливый выполнит, а менее терпеливый бросит, то они окажутся в разных ситуациях, получат разные воспоминания, извлекут из них разный опыт и на его основе дальше будут принимать разные решения. В итоге к определённому возрасту они могут стать более непохожими друг на друга, чем в случае, если бы воспитывались в разных условиях. Таким образом, даже память биологическая, генетическая, принадлежащая не нам конкретно, а всему нашему роду, та, о которой мы даже не задумываемся, играет огромную роль в нашей жизни.
Память общественная
Помимо личной и биологической памяти есть память социальная — того общества, в котором мы живём. Возьмём нацию. На протяжении веков она существовала в определённых условиях, шла по своему особому пути, становясь отличающейся на других. На основе исторической памяти старого поколения и всех поколений до него взращивалось поколение новое, которое, используя подаренный ей опыт и опыт, приобретённый на основе старого, передавала его дальше. А в другом обществе, другой нации были другие условия и другая память, другой опыт и другие основы, а, значит, другая история, другая культура, другие ценности, другой менталитет.
Слово о себе
Память бывает жестока. Мой лучший учитель — это самое неприятное, самое отвратительное, самое страшное и ужасающее воспоминание, которое дало и продолжает давать мне колоссальный опыт. Оно толкнуло меня от инфантильности и легкомыслия к ответственности за себя и других, к умению самостоятельно принимать решения и справляться со своими проблемами. Изменяющиеся процессы внутри меня, в свою очередь, породили непреодолимое желание постичь себя и мир вокруг, сделали меня тем, кто я есть сейчас. Благодаря этому переломному моменту я коренным образом изменился. А иначе было невозможно. Я бы просто сломался.
Это событие закалило меня как не что иное. Благодаря ему я вот уже четыре года личностно расту такими темпами, которыми с почти стопроцентной вероятностью не рос бы без него. Я ненавижу моего лучшего учителя, он есть источник массы страданий и мук, проходящих сквозь время и способных настигнуть меня в любой момент жизни, но он же есть и та движущая сила, которая заставляет меня идти вперёд несмотря ни на что, преодолевая сложности, невзгоды, психологические обрывы…
Слово об учителях
Память — это лучший учитель хотя бы потому, что она не насаждает знания, не навязывает свою точку зрения. Ведь она не живёт! Это случившееся, на основе которого человек развивается, обогащает свою личность новыми воспоминаниями и новым опытом.
Преподавая, человек передаёт другому человеку свою память, свой опыт. Поэтому лучшие учителя-люди — это те, которые точно и понятно дают нам самую сильную память и самый полезный извлечённый из неё опыт. Они могут сделать это разными путями: взять их из своего прошлого, натолкнуть на какое-либо действие и событие, помочь понять, осознать, перевести в опыт какое-нибудь воспоминание или даже пережить его вместе с нами.
  Лучшие учителя в понимании более широком — это ещё и ключевые события, происходящие происходят с нами и вокруг нас, это знания, которые мы находим и осознаём сами, своим трудом.
На основе памяти, на основе прошлого человек и человечество строят будущее. Исходя из воззрений о будущем и опыта прошлого, они формируют настоящее, то, что происходит здесь и сейчас.
Вы живёте, пока помните вы и пока помнят о вас.
Просмотрено 5 раз(а)

Комментарии: