Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
Алексей Александров

Алексей Александров » Журналистика приходит в школы

31 января 2020
Пожалуй такого в России ещё не было. В городе-миллионнике Комитет по делам образования решил привнести журналистику во все школы областного центра. Почему в Челябинске большое внимание уделяется школьной журналистике мы узнали у его председателя Светланы Викторовны Портье.

Пожалуй такого в России ещё не было. В городе-миллионнике Комитет по делам образования решил привнести журналистику во все школы областного центра. Всё начиналось 20 лет назад с проведения городского конкурса школьных СМИ Nota-bene. В 2018 году с целью расширения воспитательных возможностей и формирования медиакультуры школьного сообщества в Челябинске был создан школьный медиахолдинг «PROнас». В 2019 году педагогическую обойму детской журналистики Южноуральской столицы пополнил образовательно-проектный модуль «Фабрика проектов «МедиаСтартАп» и городской Чемпионат «МедиаТРЕК» вместе с городским конкурсом детских СМИ «Медиапартнёр». Почему Комитет по делам образования г. Челябинска уделяет большое внимание школьной журналистике мы узнали у его председателя Светланы Викторовны Портье.

- Светлана Викторовна, что для Вас означает детская журналистика? Для чего она нужна? Кому нужна в первую очередь: детям или взрослым, и нужна ли вообще?

- Детская журналистика, как и любой другой вид творчества, – это один из способов самореализации, самовыражения ребёнка. Этот вид деятельности учит детей жить в современном цифровом обществе, формирует медиакультуру. К тому же, это лучший инструмент для развития коммуникативых способностей ребёнка. Сегодня детская журналистика – один из способов общения подростков друг с другом, а также с взрослыми. Можно сказать, что это важный канал межпоколенческого общения. Дети пишут статьи и снимают ролики о самих себе и для самих себя, через свои материалы они говорят, что им интересно и что их беспокоит. Для педагога это очень ценный источник информации. И, конечно, юный журналист постоянно совершенствует свои умения для того, чтобы стать мастером художественного слова. Такие ребята, как правило, изучают язык на углубленном уровне, много читают.

- Каждая ли школа сегодня может позволить себе своё школьное СМИ: газету, группу в соцсети, ТВ или радиостудию?

- Считаем, что да, каждая школа может позволить себе собственное СМИ. Создание газеты не требует каких-то серьёзных материальных затрат, ведение аккаунта образовательной организации в социальных сетях – тем более. Разница здесь только в возможностях: ту же газету можно отпечатать в типографии, а можно изготовить самостоятельно. Даже если мы говорим о создании в учреждении теле- или радиостудии, то и этот вопрос сегодня можно решить. Школы и учреждения дополнительного образования в большинстве своём оснащены современной компьютерной техникой, что облегчает задачу. И потом, выдавать качественный продукт вполне реально без серьёзных затрат. Всё зависит от целей, которые ставит перед собой школа. Для начала нужно чётко понять, зачем школе редакция и какие задачи она должна решать, и тогда станет понятно, какими способами это сделать, исходя из имеющихся ресурсов.

- Для многих учителей школьная газета ассоциируется со школьной стенгазетой, посвящённой каким-либо праздничным датам. Как убедить их в том, что стенгазета — это позавчерашний день?

- Стенгазета это не плакат, это один из вариантов классической периодики в школе, она рассказывает о жизни здесь и сейчас. Не согласимся с тем, что газета выпускается к праздничным и памятным датам – для этого обучающимися создаются поздравительные открытки. Выпуск стенгазеты, как и любого другого периодического издания, имеет некую системность, но издаётся в ином формате. Сегодня в школах, безусловно, используются интерактивные методики работы с молодёжью. Также и газета – она может быть выполнена с помощью современных технических средств, иметь современный актуальный дизайн. А hand-made - вариант в современных реалиях как раз может быть нетипичным и от того более привлекательным. Возвращаясь к вопросу о том, может ли школа позволить себе собственное СМИ, скажем, что стенгазета – это то, что может позволить себе каждое учреждение.

- От кого должна исходить инициатива создания школьного СМИ: от учащихся, от администрации школы или от педагога, решившего взвалить на себя этот груз и ответственность?

- Инициатива может исходить от кого угодно, и принципиально не важно, от кого она исходит. Разница будет только в механизме реализации этой инициативы. Прекрасно, когда инициатива исходит от школьников, и в этом случае задача педагогов – безусловно, поддержать её, направить детскую энергию в нужное русло, попутно решая воспитательные и образовательные задачи. Создавать необходимые условия для этого. Инициатива – это не груз, это радость от творчества и желание призвать к этому творчеству остальных. Безусловно, это ответственность: за результат, за команду. Но этому тоже необходимо учиться.

- Может ли школьная газета существовать без одновременного существования кружка юного журналиста в этой школе?

- Газета может существовать без кружка, к примеру, в форме проектной деятельности. Однако без теоретических знаний начать любое дело невозможно. Нельзя создать качественный информационный продукт, не зная законов жанра, правил построения текста, основ вёрстки и так далее. Элементы обучения обязательно должны присутствовать. Так издание будет более эффективным и перспективным, материалы – более качественными. Конечно, есть примеры, когда газеты зарождаются без кружка, и кружок появляется как результат этой работы. Чаще бывает наоборот, когда сначала пишется программа, и результатом этой программы является некий информационный продукт. На наш взгляд, если мы говорим именно о журналистике, то отрицать образовательную составляющую нельзя.

- Как Вы считаете, могут ли дети без взрослых сами организоваться, создав в соцсети беседу и самостоятельно делать газету и (или) её группу?

- Конечно, могут. Могут, и они это делают. Они создают эти беседы, и темы в них обсуждаю самые разные. Сегодня дети имеют массу возможностей для объединения в «клубы по интересам» – формальные и неформальные. Другой вопрос, что если у них есть необходимость в этом объединении, то почему бы не направить эту энергию в благое русло. В социальных сетях нет контроля, и потому дети чувствуют себя там свободно.

- Насколько вообще необходим кружок юного журналиста в школах? Может, это время лучше отводить факультативу по углубленному изучению русского языка и литературы?

- Когда в школе есть редакция, театр, любой другой эпицентр каких-то досуговых событий, то школа живёт, дышит, развивается. Если в школе нет этой внеурочной жизни, значит, дети ищут её в другом месте. Что касается детского объединения, в котором дети занимаются журналистикой, то необходимо понимать следующее: русский язык и литература здесь также изучаются на углубленном уровне, но через интерес, через решение прикладных задач. В такой кружок изначально приходят дети с другой мотивацией. И потом, как правило, сегодня у образовательной организации имеются возможности для удовлетворения образовательных потребностей школьников. Если ребёнок хочет заниматься журналистикой – он выбирает для себя соответствующее направление в дополнительном образовании. Если он хочет изучать предметы на углубленном уровне, то посещает факультатив.

- В Челябинске есть несколько фестивалей, конкурсов и проектов для юнкоров: «Журналина», «Nota-bene», «ЮнГа+», «PROнас» и другие. Вам не говорили Ваши коллеги из других регионов, что Челябинская область - журналистская?

- Да, и мы гордимся этим. Кроме того, добавим, что у нас в регионе реализуются разные проекты: для тех, кто делает в журналистике первые шаги, а также для тех, кто считает себя опытным юнкором или же занимается этим почти профессионально. В 2019 году череду мероприятий пополнил образовательно-проектный модуль «Фабрика проектов «МедиаСтартАп». Этот проект создан для команд образовательных организаций, которые хотели бы создать в своей школе редакцию, но не знают, с чего начать. В состав команд могут входить как педагоги, так и дети – любого возраста! Получив в рамках проекта необходимые знания, они могут самостоятельно создать СМИ в своём учреждении, а могут стать частью уже созданной команды. Главное – желание развиваться в данной области.

- В каком возрасте школьнику уже надо начинать задумываться о своей будущей профессии?

- К каждому это понимание приходит в своё время. Кто-то в дошкольном возрасте уже знает, чем хотел бы заниматься. Но сегодня большинство детей в школе уже определяется с будущей профессией.

- Чем, по-Вашему, для современного школьника может быть привлекательна профессия журналиста?

- На наш взгляд, журналист – это профессия, которая не имеет границ. Быть журналистом – это значит узнавать мир, посещая разные места, знакомясь с интересными людьми, изучая события и факты. Это та профессия, которая проникает в любые сферы – науки, культуры, спорта, медицины – какие угодно! При этом можно стать специалистом широкого профиля и снимать новостные репортажи, а можно стать профессионалом в какой-то конкретной области и, к примеру, вести колонку о культурной жизни города. Профессия журналиста привлекательна тем, что не ограничивает возможности в познании этого мира, людей, событий. При этом она учит, пожалуй, одному из самых полезных и востребованных сегодня навыков – коммуникации.

- Один мой знакомый челябинский юнкор предложил редактору своего издания материалы о своих путешествиях по городам Челябинской области с целью пропаганды туризма «малой родины». Редактор отказалась от этих материалов, считая, что раз эти путешествия происходили не по её заданию, то и места в издании для них нет. Тогда юнкор стал самостоятельно посылать свои заметки на ресурсы других детских СМИ. Каждый его материал стал набирать тысячи просмотров, сотни лайков и десятки репостов в социальной сети ВКонтакте. А когда один из таких материалов был награждён на одном из журналистских конкурсов, то произошёл конфликт: редактор обиделась, что диплом юнкору дали на имя другой редакции, которая согласилась опубликовать его заметки, а не той, с которой он приехал на конкурс и которая отказалась их публиковать. Светлана Викторовна, скажите, пожалуйста, что важнее в детской педагогике: дать возможность ребёнку раскрыть свои способности или дать возможность педагогу заработать себе побольше очков?

- Это вопрос о педагогике в целом. Детские инициативы должны быть поддержаны. Если ребёнок нашел способ, как проявить себя, реализоваться в чём-то, то не важно, под чьим началом он это сделает. Учитель в таком случае должен найти нужные слова, обязательно похвалить ребёнка. К сожалению, мы видим, когда случаются обратные ситуации. Это проблема, и проблема не только детской журналистики. 

 

Беседовал: Алексей Александров

Фото:  missiya.info

Просмотрено 50 раз(а)

Комментарии:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПОРТАЛЕ ЧиП Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение