Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
Читай и Пиши
информационный портал
юных журналистов
Челябинской области
Алексей Александров

Алексей Александров » ЧелГУ — это прежде всего люди!

1 апреля 2020
Как вы выбираете ВУЗ для поступления? Смотрите есть ли филиалы, какое количество студентов, стоимость обучения? Мой знакомый говорит, что выбирать надо сердцем. Судить не по рекламе, а по выпускникам университета. Как это?

- «А что такое ЧелГУ?» - Спросил я как-то у Артёма Удовицкого, главного редактора нашей школьной газеты.

- Погугли – узнаешь.

- Да то, что это старейший университет Челябинской области, который готовит специалистов по множеству профессий я итак уже узнал. Ты по-простому объяснить можешь?

- Ну как тебе объяснить? Понимаешь, написать, особенно в интернете, можно что угодно. Сослаться на почтенный возраст заведения, разместить красивые фотографии, рассказать написанную по всем правилам пиара историю о лучшем в мире университете… Но… запомни, Лёха, университет – это прежде всего люди. Это и те, кто преподаёт, и те, кто давно закончил и те, кто ещё учится в университете.

- Так и что мне с этих людей? Я их не знаю.

- Зато их знаю я. Это особенные люди. У них особое отношение к тем, кто младше их, кто только начинает делать первые шаги в журналистике. При этом не факт, что эти начинающие обязательно потом поступят в ЧелГУ на журфак или станут журналистами. Знаешь, есть такое выражение «Человек с большой буквы»? В моём понимании это человек по-доброму, то есть по-человечески относящийся к другим людям. К тем, кто зачастую слабее или неопытнее их самих, кому нужна их помощь. Не за деньги, не в силу каких-либо должностных обязанностей. А просто потому, что они – люди! С большой душой и человечностью.

- И что, таких выращивают в ЧелГУ, что ли?

- Думаю, что не выращивают. Такими свойствами люди от природы наделяются. Но ЧелГУ удивительным образом притягивает к себе таких людей.

- Что-то ты мне какую-то сказку начинаешь рассказывать.

- Лёха, какая сказка! Это самая, что ни на есть быль! Знаешь, за свою недолгую кипучую юнкоровскую жизнь, я встречал педагогов, для которых их ученики были всего лишь средством для достижения своих целей, для удовлетворения своих амбиций. Завоевание учениками грамот под их руководством, служит основанием для премии педагогу. Не развитие ученика, как личности, а получение учеником грамот, как подтверждение высокого уровня профессионализма педагога является настоящей целью таких учителей. И это не мои домыслы. Даже председатель Комитета по образованию г. Челябинска С.В. Портье в своём интервью, которое она недавно давала тебе (https://vk.com/school_outlook?w=wall-180746257_595 ), признаёт наличие такой проблемы среди педагогов. Так вот, Лёша, я могу тебе сказать, что среди тех людей, которые так или иначе были для меня учителями и которые имели отношение к ЧелГУ, таких горе-педагогов не было!

- И что все твои учителя в журналистике были из ЧелГУ?

- Конечно же нет. Но, почему-то так получилось, что большинство моих медиа-наставников имеют непосредственное отношение к ЧелГУ.

- Интересно, интересно… А можно поконкретнее?

- Помнишь, когда мы организовывали нашу школьную газету, то первым человеком, который нас поддержал, была Галина Дмитриевна Павлова – председатель Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации "Лига юных журналистов». Она не посмотрела на то, что мы – дети. Что у нас нет взрослого редактора-руководителя. Она поверила в нас и доверилась нам, зарегистрировав наше детское СМИ.

- Конечно, помню! По идее она могла нам просто отказать, так как мы для неё были всего лишь семиклассниками. Мало ли какому школьнику взбредёт в голову организовать школьную газету. Возись с ним потом. Сейчас многие дети считают, что они блогеры и журналисты. А она должна была иметь дело со взрослым педагогом или администрацией школы.

- Да. Но она поверила в нас. Вселила уверенность в своих силах. И мы её не подвели. За полгода сделали газету, занявшую на фестивале «Журналина» второе место в области среди детских газет.

А помнишь, я рассказывал тебе про Бориса Николаевича Киршина – гуру челябинской журналистики, декана журфака ЧелГУ?

- Это который согласился дать тебе интервью?

- Нет, Лёша, не просто дать интервью. А многому научить в этом интервью. Суметь честно ответить на неудобные вопросы какому-то юнкору какой-то без году неделя школьной газеты! Это – поступок! Только за одно это его уже можно уважать! Ты просто не представляешь, как сложно взять интервью у такого человека, как Борис Николаевич. Одно только то, что он очень занятой человек убивало мои шансы на интервью. Скажу тебе честно, из собственного опыта, вероятность согласия на интервью школьнику статусного, занятого человека, (если только ты не его сын), практически равна нулю. Однако Борис Николаевич не только на словах, но и на деле показал, что он, а в его лице ЧелГУ, открыто, честно, уважительно и по-человечески относится к школьникам. Ведь далеко не факт, что просящий у него интервью семиклассник в будущем станет студентом журфака ЧелГУ, а значит и нет смысла тратить на него время. А Борис Николаевич решил иначе. И я это очень ценю и не забуду.

Или взять другого человека, главного редактора газеты «Вечерний Челябинск» Стерехова Михаила Юрьевича. Ты думаешь, что так легко школьнику-восьмикласснику опубликоваться в солидной «взрослой» газете? К сожалению редактора «взрослых» газет не сидят и не ждут твоих предложений о сотрудничестве. Во-первых, в редакциях солидных «взрослых» медиа есть профессиональные взрослые журналисты, которые должны писать материалы и в зависимости от количества знаков в статье получать свою зарплату. Если будет опубликован материал юнкора, то кто-то из взрослых журналистов недополучит гонорар. Во-вторых, у каждого издания своя редакционная политика. И вероятность того, что юнкор пришлёт материал, который сразу будет годен для печати – мала. А заморачиваться на правку материала захотят не в каждом издании. Журналист должен давать материал в таком виде, чтобы редактор потратил минимум времени на его правку. У редактора итак забот полно. В-третьих, не каждое «взрослое» издание даже сочтёт нужным ответить школьнику, что его предложения им неинтересны. Просто проигнорируют и всё.

Так вот Михаил Юрьевич не только ответил восьмикласснику, не только объяснил ему, как тот должен исправить присланный материал, но потом ещё и не раз публиковал его на целую полосу! Благодарность за обучение и уважение – вот что вызывает у меня этот человек.

Или взять "Андрея Владимировича Сафонова. Являющийся одним из любимых спикеров у юнкоров и студентов, недавно он стал редактором возрождённого «Челябинского рабочего». Я направил ему твою статью. И он её опубликовал! Андрей Владимирович общается со своими учениками, как с равными. Юнкоры и студенты видят и чувствуют его большой опыт в журналистике и всегда с интересом идут на его лекции. Будь то хоть занятия на зональных семинарах, организованные Лигой Юных Журналистов Челябинской области, или обычная пара в университете.

Ты, наверняка, слышал об Ульяне Владимировне Бисеровой. Выпускница журфака ЧелГУ, главный редактор солидного делового издания, писательница, мама четверых детей. Только этих сведений о ней достаточно для того, чтобы понять степень её занятости и загруженности. Но и она также находит время на общение с незнакомыми детьми, морально поддерживая в трудной жизненной ситуации и давая ценные практические советы, как по журналистике, так и по жизни.

Данил Саломатов – известный ведущий, тоже выпускник журфака ЧелГУ. Человек, рабочий график которого расписан на месяцы вперёд. Тоже находит время на общение с юнкорами.

Преподаватель ЧелГУ Светлана Александровна Панюкова, организатор международного конкурса детских СМИ «ЮнГа+» также открыта к общению с юнкорами. Она не только готова их слушать и слышать, но, что самое удивительное, в отличие от организаторов некоторых других конкурсов, выполняет свои обещания. Например, она учла предложения по улучшению конкурса, данные мною. В этом году на «ЮнГа+» появилась новая номинация, необходимость которой была обоснована школьником.

Также с ЧелГУ связана Анастасия Евгеньевна Гусёнкова - главный редактор «Университетской набережной» - одной из немногих газет уважающих русский язык. Букву «Ё» здесь применяют согласно правилам русского языка, а не следуют кем-то выдуманной моде на её искоренение, которое часто приводит к идиотическим ситуациям.

Могу перечислить тебе и нынешних студентов журфака, у которых есть чему поучиться и которые готовы помочь советом и делом младшему на много лет их юнкору: Иван Стуков, Валерия Буханова, Елизавета Петухова, Ангелина Шляпина

У Ивана можно поучиться нестандартному креативному подходу к делу. Обладая хорошим чувством юмора он имеет свою точку зрения не смотря на возможное давление со стороны.

Благодаря Валерии наша школьная газета имеет возможность выходить в печатном виде. Именно она научила меня вёрстке.

С Елизаветой ты познакомился, когда выполнял редакционное задание. После взятого у неё интервью, ты смог сам убедиться насколько это открытая и положительная личность. Человек, которого я не могу представить без фотоаппарата и улыбки. Она всегда готова поделиться своими знаниями.

Ангелина же помимо мастерского владения словом, ещё и хорошо ориентируется в культурной жизни Челябинска. Её знания тоже не раз выручали меня.

Я могу перечислять тебе и других людей. Всех их объединяет Челябинский Государственный Университет. Для нас, юнкоров, важным является журналистская часть ЧелГУ. Конечно, ты можешь мне возразить, сказав, что их объединяет всего лишь один факультет этого университетета – журналистики. Но, мне почему-то верится, что журфак ЧелГУ, являясь частью всего университета, может служить образцом качества выпускаемых этим учебным заведением специалистов.

- И что весь ЧелГУ такой «белый и пушистый»?

- Ну, есть одно исключение, которое только подтверждает правило…

- Как это?

- Да есть одна выпускница ЧелГУ, которая применяет профессию журналиста не во благо людям, а во благо себе. Как сказала одна моя знакомая «идёт по трупам». В моём случае втеревшись ко мне в доверие, она взяла у меня интервью и извратив мои слова попутно приписала мне то, что я не говорил, выдав отличный материал для жёлтой прессы. Ей было уже всё равно, что про неё подумает её ученик. Она уехала покорять столицу и ей там надо было сделать себе имя. Она и решила, что лучшим способом утвердиться на новом месте будет шок-контент. Но я думаю, что в данном случае университет ни при чём. Он дал ей хорошие профессиональные знания. А вот способность к обману и предательству – зависит уже от самого человека.

- Всё равно, как-то непривычно слышать, что учебное заведение ассоциируется только с людьми. А кроме самих выпускников этот университет ещё чем-то славится?

- ЧелГУ проводит много мероприятий для школьников: "Школу медиаграмотности", олимпиаду «Старт», "ЮнГа+"... И это я назвал тебе только те, в которых могут участвовать юнкоры. Но и другие дети, которым журналистика совсем неинтересна, тоже могут найти для себя много полезного в этом ВУЗе.

И даже если тебе скажут, что ЧелГУ сам заинтересован проводить такие мероприятия, так как таким образом он завлекает к себе будущих студентов, то знай, что студентами журфака, по моим оценкам, становятся не больше 10% от всех детей, принимавших участие мероприятиях университета. Зато у остальных остаются незабываемые эмоции, новые друзья и правильный выбор жизненного пути.

Запомни, Лёха, все эти мероприятия для детей делают преподаватели и студенты. Бесплатно, на одном энтузиазме. Те, кто уже закончил университет и те, кто ещё учится. Университет – это не просто учебные корпуса и филиалы в разных городах и странах. Чтобы по-настоящему понять, что такое ЧелГУ, нужно знать людей связанных с ним. ЧелГУ – это прежде всего люди!

Автор: Алексей Александров

Просмотрено 119 раз(а)

Комментарии:

12 апреля 2020 12:57 Ник

Хорошо написано.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПОРТАЛЕ ЧиП Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение