Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Как научиться говорить «нет»

Нужно ли учиться говорить "нет" и как это делать.

Часто ли вы слышите от друзей, родственников, близких, коллег или одноклассников слово «нет» в ответ на какую-либо просьбу? А сами любите отказывать? Между тем, многие люди разного возраста, не задумываясь, могут сказать «нет». Как же этому научиться?

В течение некоторого времени я наблюдала за одноклассниками, как они реагируют на вопросы-просьбы:

- Дашь списать?

- Поможешь с литературой?

- Скинешь расписание (домашнее задание)?

- Отдашь свой сок?

Заметила, что одни раздают «нет» налево и направо, остальные делают это избирательно. Как научиться говорить «нет» и стоит ли это делать? Подобное умение - навык или природный дар? На эти и другие вопросы мы попросили ответить педагога-психолога с 25-летним стажем Елену Владимировну Франчук.

- Елена Владимировна, стоит ли учиться говорить «нет» и почему?

- Говорить «нет» обязательно нужно учиться. Бывает такое, что человек к 40-50 годам не умеет этого делать. Как следствие, наступает стресс, депрессия, падает настроение.

- С какого возраста нужно учиться говорить «нет»?

- Думаю, с трёх лет. Это самый первый возрастной кризис человека. Ребёнок уже научился делать больше, чем от него ожидают родители. Он пытается отстаивать своё мнение. Он говорит «нет» для того, чтобы родители за него не надевали ему штанишки, обувь, курточку. Многие взрослые бывают не готовы к этому. Игнорируют мнение и желание ребёнка говорить «нет» по разным причинам: торопятся, нет желания ждать или проявлять терпение. Конечно, ведь если «я сам», то ребёнок всё будет делать медленно, долго. Но именно в этот момент и зарождается у ребёнка умение говорить «нет», формируются личные границы.

- Умение говорить «нет» - это признак зрелой личности или невоспитанности?

- Считаю, что это признак зрелой личности. Другой вопрос, как мы говорим «нет». Если без должного уважения, в пренебрежительной форме, то это будет выглядеть как хамство и невоспитанность. Но если человек не согласен с чьим-то мнением, с чьей-то настоятельной просьбой и может спокойно, глядя человеку в глаза, сказать и объяснить почему «нет», - это позиция зрелой личности.

- Человек, который говорит «нет», спасает других или себя?

- Очень хороший вопрос! Думаю, во-первых - себя. Человек, умеющий говорить «нет», более стабилен эмоционально, уравновешен. Он спасает себя от ненужных обязательств. Во-вторых, спасает других людей. Не сумев сказать «нет», он все-таки выполнит просьбу или задание. Но сделает это неохотно, злясь, «кое-как» и «как-нибудь», не на том уровне, которого от него ожидают. Поэтому если человек взвешивает свои способности и отвечает отказом на какие-то предложения, то он и других спасает, и себя.

- Елена Владимировна, как Вы думаете, с психологической точки зрения отстаивать свою позицию - это навык или природный дар?

- Думаю, что сочетание природного дара с навыком. Здесь сказываются особенности темперамента, характера, которые у каждого индивидуальны и неповторимы. С другой стороны, умение и навык отстаивать свою позицию приобретаются и развиваются с малого возраста. Это происходит, когда ребёнок уже начинает взаимодействовать со взрослыми и детьми, когда он входит в социум. Когда, например, он может осознанно сказать «не хочу это есть/пить», «не хочу эту одежду надевать», «не хочу с этим мальчиком/девочкой играть». Иногда кажется, что это звучит грубо, но таким образом ребёнок учиться познавать мир и высказывать свою точку зрения.

- Существуют ли тренинги, на которых учат говорить «нет»?

- В этой сфере очень большой спектр услуг, и всевозможных упражнений, игр, тренингов предостаточно. Они, как говорится, на любой вкус и кошелек. Такие тренинги помогают человеку самоутверждаться, приобретать уверенность в том, что умение говорить «нет» полезно и в этом нет ничего предосудительного.

- Елена Владимировна, есть ли в вашей семье проблема со словом «нет»? Если да, то как она решается?

- Как мама сталкиваюсь с тем, что дети иногда говорят мне «нет». Понимаю, что это, может быть, и хорошо. Но когда прошу сделать уборку дома, выучить уроки, сходить в магазин и слышу в ответ «нет», мне это неприятно. Начинаю разговаривать с ребенком и пытаюсь понять, почему «нет». Часто бывает так, что «нет» - это «нет» только в данный момент. Именно сейчас ребёнок чем-то занят или пришёл из школы уставшим. Уважая его личные границы, говорю: «Хорошо, ты сделаешь, но попозже». Таким вот образом решаем проблему.

Иногда бывает, что «нет» - это окончательное «нет». Тогда принимаем ситуацию как должное, нужное: ребёнок ведь тоже может не всё хотеть делать, есть какие-то приоритеты. Если ребёнок говорит «я не хочу делать уроки», то вопрос его эмоционального состояния, «хотелок» даже не обсуждается. - «Это входит в твои обязанности». Так мы учим ребёнка ответственности, постоянству, терпению, и умение говорить «нет» здесь ни при чем.

 

Итак, учиться говорить «нет», безусловно, надо. Это выдает в вас зрелую личность. Аргументированно отказывая в какой-либо просьбе, вы спасаете не только себя, но и других людей. Приобрести навык и развить мастерство в умении говорить «нет» можно на психологических тренингах, а также с помощью специальных упражнений.

Безотказность со временем может сыграть с вами злую шутку: люди станут воспринимать вашу доброту как слабость и будут использовать в своих интересах.Если все-таки вы приняли решение сказать «нет», то сделайте это твердо и без колебаний. В качестве формулировок подойдут следующие:

«Уверен, с этим вы можете справиться и без моей помощи»

«Для выполнения этой работы лучше обратитесь к … »

«У меня нет на это времени».

Эти формулировки сохраняют баланс между вежливостью и категоричностью. Они просты для отказа от неудобной просьбы.

Чтобы отказать красиво, можно использовать такие варианты:

- не-а;

- неее;

- не в этот раз;

- у меня нет необходимых умений, навыков;

- извините, но у моей подруги сегодня день рождения, который я не могу пропустить.

Так что учитесь говорить твердо «нет». Это трудно, но возможно.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях