Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

"Душа подушки", или как репетируют актеры

Стою на крыльце Челябинского Молодежного театра. Три десятка людей пришли на открытую хореографическую репетицию спектакля «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова.

Собираются дети и взрослые. Самому маленькому участнику на вид лет пять. Заходим в здание, нас с улыбкой встречает милая девушка-администратор: «Берите браслетик, календарь и обязательно карту событий».

Большой светлый зал с изящными люстрами. Звенит первый звонок…второй…третий… Как будто и вправду спектакль начинается. В фойе потухает свет… Никто не двигается, все чего-то ждут. Выходит мужчина в оранжевой футболке: «Прошу подойти ко мне, сейчас мы пройдем в репетиционный зал через весь театр, прошу быть внимательными, если вы потеряетесь, то мы с вами прощаемся». Приободренные такой просьбой идем по узкому коридору мимо комнаты с декорациями. Веревки, мешки, куклы… Даже как-то жутковато. Пахнет свежей древесиной. Заходим в репетиционный зал. Со всех сторон синие шторы, лампы, свисающие с потолка, дают хорошее освещение.

Так много людей, что даже стульев не хватает. Нас приветствуют режиссер-постановщик Александр Черепанов и режиссер по пластике Светлана Новикова. Задача с рассадкой решается сама собой, так как Светлана зовет нас на разминку. «Ну что, разомнемся? – спрашивает она. – Ложимся на пол, хорошенько вытягиваемся и перекатываемся». Проделав несколько таких упражнений, мы переходим к самой пластике. Присоединяются актеры. Участники пытаются повторить за Светланой, то опускаясь на пол, то поднимаясь снова. «Остановитесь в этом положении и представьте, что обе ваши стопы прилипли к полу, плавно покачиваемся, – говорит Светлана. – Хорошо, теперь садимся на пол. Ваша задача сесть в позы, в которые вы никогда не садились, которые не свойственны человеку». Каждый участник пробует сотворить какую-то фигуру, но руководитель усложняет нам задачу: «Теперь объединяемся в пары, каждый раз меняя партнера». Участники садятся в весьма странные позы, но главное здесь – фантазия. «Все, теперь можете идти на фотосессию», – шутит Светлана. И незамедлительно следует бодрый ответ Александра: «Они уже на фотосессии, просто не знают об этом». В зале раздается легкий смешок. Попутно кто-то пытается сделать фотографии всего происходящего, но это очень сложно, ведь участники ежесекундно меняют положение своего тела.

«А теперь сядьте туда, куда бы вы посадили зрителей» –предлагает Светлана. Мы поспешно садимся в одну и ту же часть зала. «Сейчас зайдет сектант и будет читать вам лекцию», – шутит Александр. Ни о чем не подозревая, мы ждем. «Что же должно произойти?» – слышу сзади. Вдруг актеры начинают сооружать небольшую конструкцию из одеял и подушек.

– Можно мы на вас поэкспериментируем?  – спрашивает Александр.

– Конечно, – хором отвечает заинтересованная толпа.

Начинается репетиция сценки из спектакля. Удивленные зрители внимательно следят за каждым шагом актеров. Они медленно и плавно переходят от человека к человеку (в зале), как будто рассматривая и заговаривая каждого.

Вдруг музыка резко меняет темп с медленного на быстрый. Актеры бегают, прыгают по паркету и…. раз… все упали…

– Ну, как вам такое прямое общение? – спрашивает нас Александр.

–  Жутковато, – отвечает девушка слева от меня.

– Вы были как бы внутри спектакля.

– Там девочка испугалась, когда я к ней резко подползла, – добавляет одна из актрис, улыбнувшись.

– Очень интересно и необычно! – отвечает кто-то в другом конце зала.

Начинается репетиция другой сцены. Актеры берут подушки и начинают ходить между нами, продолжая переползать то к одному, то к другому.

– Двигаемся линейно, только по прямым – острые углы с четкими переключениями, –  говорит Светлана актерам.

 

–  Взаимодействуйте с людьми больше, что вы их боитесь-то, – добавляет Александр.

–  Ребята, то, как вы падаете и то, как встаете, – это совершенно разные положения, помните об этом? – вступает Светлана.

–  Нет, не помнят. Да, пока Оля и Настя говорят свои слова, все остальные лежат, когда они прекращают говорить, перемещайтесь по сцене, – объясняет Александр.

А теперь один из персонажей спектакля должен перечислить еду, которую ел на ужин.

– Оля, быстрей говори, быстрей! – поторапливает режиссер, – А остальные, тоже двигайтесь поживее. Представьте, что вам деньги дают: «Где деньги, где деньги – аванс!» Только не бегите…. Продолжаем.

У нас дух захватывает. Все сидят и внимательно наблюдают за происходящим.

– Только не надо Джульетту играть, – замечает Александр.

Актеры тут же исправляются.

– А вот здесь можешь и пострадать, – Александр садится на мат и страдальчески произносит: «Мне зарплату не выдалииии!». В зале раздается хохот.

Судя по всему, сцену репетировать закончили. Все актеры садятся в центр, и вдруг неожиданно начинается битва подушками. Они бросают их в зал, а мы в ответ – обратно.

 

–  Ну, как вам? – спрашивает Александр.

–  Отлично, –  отвечаем мы.

– На этом, я думаю, закончим.

Восторженные зрители не хотят уходить, еще на утихают хлопки подушек, а мы тем временем подходим к режиссеру по пластике Светлане Новиковой и задаем несколько вопросов.

–  Что значит перформативная постановка и чем она отличается от спектакля?

–  Слово «перформанс» изначально имеет много определений. Но для меня, в первую очередь, это живое действие. У нас есть определенные задачи, по которым действует актер, то, внутри чего все это может варьироваться. То есть многое на сцене происходит случайно. Я не могу сказать, что именно в данный момент времени актер будет находиться в этом месте. В спектакле же, как правило, все застроено.

–  Какую роль танец обычно играет в спектакле?

–  Это дополнительная выразительность. Все, что в синтезе искусства, более богато. Даже если кто-то плохо поет, но он поет, это уже добавляет какой-то окрас. Все имеет место быть. И, мне кажется, чем богаче арсенал у актера (танцевальный, вокальный), тем лучше – интереснее наблюдать.

–  Как танец передает эмоции?

–  Манерой. Но на самом деле это может быть передано и композиционно: за счет динамики, движения.

–  Любой ли человек может научиться танцевать или это определенная способность? И что для этого нужно?

–  Если мы не говорим о классическом балете, то, конечно, я считаю, что любой человек может научиться. Для этого нужно лишь желание, амбиции, постоянное преодоление себя, нужно отрекаться от своих страхов, не смотреть в зеркало – не оценивать себя. Единственное, можно провести самоанализ. Главное – попасть к нужному хореографу.

И вот я выхожу из Молодежного театра, спускаюсь по его крыльцу и вдруг понимаю, что сбылась моя мечта. Я побывала за кулисами, посмотрела на то, как репетируют актеры и по-настоящему окунулась в атмосферу театра.

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях