Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Наша Саша

Портрет молодого современника - педагога, волонтера, журналиста

В 2018 году на «Журналине» к нам за столик в столовой подсела девушка. Я узнал в ней Сашу Яшину. Она занималась с моей старшей сестрой в кружке журналистики. Оказалось, что на «Журналине» Саша будет вести один из мастер-классов. Ничего себе! Пластовчанка ведёт мастер-классы на областном фестивале! На тот момент Саша уже закончила факультет журналистики ЧелГУ и училась в магистратуре, в 2019-м успешно её закончила.

Следующая «Журналина». Уже известно, что мы с Ксенией Емельяновой в начале декабря едем в составе медиаотряда в «Артек». Галина Дмитриевна Павлова (председатель Челябинской областной Лиги юных журналистов – С.Г.) говорит, что руководителем и медиапедагогом с нами поедет известная нам Александра Андреевна.

- Александра Андреевна? Это кто?

- Ну, Саша Яшина!

- А, наша Саша!

Затем были незабываемые три недели в «Артеке». Саша (именно так она разрешала себя называть) всегда была рядом. Она учила нас грамотно проводить интервью, правильно ставить кадр и работать с графиками. После «Артека» я подумал: а почему бы не написать о Саше, рассказать о ней читателям, юнкорам, землякам. Пусть знают нашу Сашу!

- Саша, статус твоей странички ВК состоит из нескольких частей: «Что делать, если тебя воспринимают как маленькую девочку? – Саша, выпей озверина!»; «Никогда ничего не бойся!»; «Мы обязательно сдадим!». У меня вопросы по каждой части этого статуса.

- Саша, в каких дозах ты принимаешь озверин и помогает ли он тебе?

История у этой части статуса очень забавная. Дело было на «Медиаполигоне» в 2014 году в Челябинске. Его проводил журнал «Русский репортёр». Вопрос «Что делать, если тебя воспринимают как маленькую девочку?» я задала на одной из лекций литературному обозревателю «Русского репортёра» Константину Мильчину. После лекции мы случайно столкнулись в коридоре. И теперь у меня есть автограф К. Мильчина с текстом «Саша, выпей озверина!». Озверин я, конечно, не принимаю, но стараюсь воспитывать в себе характер, чтобы не быть маленькой девочкой. Насколько получается, могут сказать только окружающие.

- Ты действительно никогда ничего не боишься?

Раскрою секрет: я всегда боюсь всего. С одной стороны, это мешает – от переживаний эмоциональная нагрузка возрастает. С другой стороны – позволяет всё досконально продумать. Окружающим я стараюсь показывать только спокойствие и уверенность, создавать хорошую атмосферу. Я очень старалась в «Артеке». Как думаешь, получилось? А вообще, именно эту фразу («никогда ничего не бойся») когда-то мне сказал очень близкий и дорогой человек. Так что храню как память и текстовое успокоительное.

- «Мы обязательно сдадим!». Что подразумевается под этим: сдадим очередной экзамен? Важный материал? Очередной номер журнала? Или, может быть, экзамен на профессионализм, честность, другие качества?

- Поймал! У меня весь статус – это цитаты людей, на мнение которых я ориентируюсь. Так сказал известный тебе и, пожалуй, всем юнкорам Челябинской области, и не только юнкорам, Андрей Владимирович Сафонов, поздравляя всех с очередным новым годом. Речь, конечно, не про обычный экзамен или выпуск, а «экзамен жизни», совести. Сдадим – справимся в новом году. Тоже храню как текстовое успокоительное – обнадеживает и заставляет стараться одновременно.

- Сейчас в подробной информации ВК у тебя указано 3 места работы: 1) PROнас (главный редактор), с 2019 года; 2) Дворец детского творчества (педагог-организатор), с 2017 года; 3) историко-филологический факультет ЧелГУ (лаборант кафедры), с 2019 г. Три работы – это предел? Ты находишь работу или работа находит тебя? Что тебе даёт в плане реализации каждая из этих работ?

- Друзья всегда смеялись, что Саша не умеет работать на одном месте. Мой рекорд – пять одновременных подработок в студенчестве. Сейчас я уже не тружусь на кафедре ЧелГУ, моя лаборантская жизнь была очень короткой. Но я рада, что поработала там: накопила много историй, прочувствовала колорит. Было здорово. Сейчас я медиапедагог во Дворце детского творчества и главный редактор проекта PROнас.

Мне безумно интересно сейчас, это классная возможность создавать медиасреду для школьников Челябинска и их родителей. Мы готовим медиасборы, акции, конкурсы, мастер-классы для юных журналистов и медиапедагогов. Оборотная сторона в том, что такой темп работы для меня слишком быстрый. Те еще американские горки! Конечно, в таких условиях остаётся очень мало времени на моих собственных юных журналистов и волонтёров, и мне за это бывает стыдно перед ними. Надеюсь, хотя бы подаю им хороший пример – заряжаю энергией, помогаю участвовать в классных событиях. Из любимого на данный момент – городские ток-шоу на канале PROнас в ютубе.

- На кафедре ЧелГУ тебя тоже воспринимали как маленькую девочку?

Кафедра – это отдельный мир, атмосферный и очень своеобразный. Мне безумно нравилось бы там работать, если бы я понимала в делопроизводстве чуть больше. Я занималась расписаниями, зарплатами преподавателей, текущими документами – одним словом, опыт колоссальный. Как маленькую девочку меня вряд ли на кафедре воспринимали – я была старше и опытнее почти всех студентов, а преподаватели относились очень по-доброму.

- Как состоялось ТВОЁ первое знакомство с ЧелГУ?

- Сейчас уже есть ощущение, что я всю жизнь провела на журфаке ЧелГУ. Всегда участвовала в мероприятиях факультета благодаря Нине Михайловне Михайловой (руководитель кружка журналистики «ЮнГа» в 2007-2013 гг., корреспондент газеты «Знамя Октября» Пластовского района. – С.Г.) и нашей редакции: «ЮнГа+», олимпиады по журналистике. Всегда было интересно, весело, сложно и ново. Поэтому и выбрала этот вуз и факультет.

- Как в тебе уживаются «бунтарь» и «королева корпоративных шуточек»? Именно так ты говоришь о себе на страничке ВК. Против чего приходится «бунтовать» и над чем шутить?

Эта строчка из личной информации на моей странице, пожалуй, самая старая. Теперь задумалась, может, её пора отредактировать или удалить? Бунтовала я всегда против одного и того же – спроси хоть у Нины Михайловны или Натальи Александровны Троховой (до 2019 г. - редактор газеты «Знамя Октября» Пластовского района. – С.Г.) – против несправедливости. Выражалось это по-разному в каждом возрасте и случае. Например, когда была юнкором, увидела внаглую припаркованную на середине детской площадки машину. Сфотографировала, написала целую заметку! Не думаю, правда, что она имела какое-то действие (а может, просто я об этом не узнала). Но суть, думаю, понятна. Оружие, соответственно, - ситуативный юмор. Это самое классное, когда в коллективе начинают рождаться свои локальные шуточки, мемчики. Так было у нас в «ЮнГе» и, надеюсь, всегда будет.

Королева – потому что друзья и единомышленники всегда ценили мои шутки. Хотя, однажды мне сказали, что я не умею шутить. На втором курсе журфака мне повезло съездить на медийный фестиваль в Москву и там на лекции пообщаться с Ириной Чесноковой – на тот момент ведущей «Камеди Радио». Ей, как эксперту по юмору, я задала свой самый больной вопрос: «Как в этой бесконечно РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ вселенной найти СУЖЕНОГО?». Ирина Чеснокова ответила, что я, возможно, просто не умею шутить. Но я не сдаюсь, до сих пор доказываю себе и всем, что умею. И всех призываю не отказываться от своих убеждений – делайте то, что любите, так, как вы это видите!

Нина Михайловна Михайлова:

Саша – очень тактичная и воспитанная. Она, пожалуй, единственная, кто стучался в дверь кабинета редакции прежде, чем войти. Остальные заходили как к себе домой.

В редакции Сашу помнят и любят: умная, начитанная, бескорыстная. Гордимся ей как «Лучшим юнкором России»! Это звание Саша получила в 2012 году в ВДЦ «Океан». Она для нас навсегда останется нашей Сашей. Иногда в шутку мы называли её наша Яша Сашина.

- Саша, если бы не журналистика, то что – театр? Видишь ли ты связь между работой журналиста и игрой актёра в театре?

Когда я поступала на журфак, режиссёр нашего пластовского театра «Вечерняя школа» Геннадий Александрович Пасечник то ли в шутку, то ли всерьёз посетовал, что из меня могла бы выйти актриса. Это, конечно, приятно, но слишком лестно. Всегда чувствовала себя на сцене неуклюжим динозавром. Наверное, театр научил меня тому, что очень важно в журналистике и всей жизни – быть гибким, много работать над собой, терпеть и преодолевать трудности и не бояться задавать глупые вопросы. Да, учишься преподносить себя, формировать личный бренд, контролировать эмоции, учишься здоровой самоиронии. Но если бы не журналистика, не думаю, что я выбрала бы театр. Я бы вообще вряд ли выбрала что-то другое – и документы-то подавала на один факультет в один вуз… Всегда хотела находить истории и писать. До сих пор хочу. Но до сих пор не пишу. Возможно, еще одним автографом в моей жизни было наложено проклятие: «Главное – впереди».

Геннадий Александрович Пасечник:

Помню ли я Сашу Яшину? – Конечно помню! Воспоминания только позитивные. Прежде всего это эрудированный человек. Какую бы роль Саша не играла, её эрудиция на сцене видна сразу.

Именно с Сашиным участием мы впервые стали лауреатами в областном конкурсе. Это был спектакль «Кыцик и Мыцик». С Сашей связь поддерживаем, общаемся.

- Помнишь ли ты свою первую публикацию? Какая твоя статья наделала больше всего шума?

- Первое журналистское задание я получила от Нины Михайловны после нескольких недель неуверенного топтания возле Центра творчества. Мне нужно было навестить наше радиообъединение, в котором ребята устанавливали связь на УКВ – ультракоротких волнах. Я, стесняющаяся и тихая, пришла к ним в кабинет, немного пообщалась с руководителем, понаблюдала и написала заметку. Как потом оказалось, с элементами репортажа, потому что включила цитаты, наблюдения, детали и все самое интересное и вкусное. Нина Михайловна удивилась, что с первого раза так получилось.

Однажды в редакции «Знамёнки» меня вообще заподозрили в нечестности – проверили текст на плагиат (рецензия на просмотренный спектакль – С.Г.). Естественно, уникальность была 100%. Про шум от публикаций не помню. Помню, что всегда читали мои материалы о театре – о спектаклях, готовящихся премьерах, интервью. Мне и самой больше всего нравилось писать именно на эти темы.

- Современный юнкор – он какой?

- Современные юнкоры очень уверенные. Это одновременно и большая победа, и большая беда. С одной стороны, в этом и есть педагогический смысл детской журналистики – развить коммуникативные навыки, социализировать человека. Но с другой, я вижу большую разницу между тем, как сейчас юнкоры работают в своих редакциях – чего греха таить, иногда спустя рукава, и тем, как это делали мы. До сих пор помню ощущение в коленках и руках, когда впервые заходила в кабинет главного редактора «Знамёнки». Наталья Александровна тогда сказала, мол, пусть немного постесняется, потом это пройдет, а сейчас даже полезно. Кажется, мы работали с большим трепетом, что ли. А сейчас многие юнкоры считают, что главное – то, что они особенные. Да, вы все особенные, замечательные, чудесные! За этим невозможно без восхищения наблюдать. Вы «прошаренные» в технике, программах, для вас нет границ в общении, вы ставите высокие цели. Но принимайте помощь руководителей и старших товарищей с достоинством. Тогда вы будете идеальными.

- С кем из бывших юнкоров общаешься?

- Из «ЮнГи» мы практически все время работаем с Аней Краснобояровой, часто пересекаемся с Катей Шумаковой. Ну и, конечно, с бывшими юнкорами из соседних редакций области и Челябинска. Юнкоровские связи – это вообще одно из самых ценных, что дали нам наши руководители и Лига журналистов. За это, наверное, всегда буду благодарить Галину Дмитриевну Павлову. Без этой дружбы с юнкорами и руководителями я бы никогда не смогла организовать ни одного мероприятия на своей работе. Отдельное спасибо хочу передать в Челябинск, Татьяне Николаевне Черкас, редактору легендарной «Точки Зрения». Общаюсь со многими и готова общаться со всеми!

Татьяна Николаевна Черкас:

Сашу Яшину я знаю давно, ещё по общению с ней как с юнкором, по «Журналине» и другим конкурсам. Прежде всего, помню её, когда она училась в областной «Школе юнкоров». Я бы отметила её целеустремлённость, желание помочь. Сейчас мы с Сашей пересекаемся по информационно-образовательномe проекту «PROнас». И Саша также спешит всем на помощь и никому не отказывает в услугах: загрузить материал, скачать ссылку, заполнить заявку. К ней можно обратиться по любому вопросу. Саша никогда не ругается, всегда в хорошем настроении. С «PROнас» немало проблем, но это никак не отражается на отношении Саши к коллегам: она со всеми добра, приветлива, радушна. Саша - умница!!!

- Как ты думаешь, чего недостаёт современной детской журналистике, а чего в избытке?

- Я бы пожелала юнкорам постараться понять, кто они на самом деле, во что они верят и чего хотят. Сейчас вокруг вас слишком много информации, вас часто не хватает на то, чтобы остановиться, послушать себя, близких, сосредоточиться, найти свои ориентиры, ценности и выращивать в себе разностороннюю, но целостную, настоящую, интересную личность. Этого не хватает в детской журналистике, наоборот, она для этого и служит. Главное – с курса не сбиваться.

А вот что меня расстраивает, так это конкуренция. Она сейчас не только в журналистике, не только в детской, но среди молодежи она часто становится неразумной. Сосредоточиться стоит на качестве и собственной цели, а не на том, чтобы быть первым – хотя этого часто и хотят от вас сегодня.

А, вспомнила! Это не ко всем относится, но грамотности иногда не хватает. Пожалуйста, любите русский язык! Гоните канцеляриты, излишнюю строгость речи, ходульность – это некрасиво. Красиво – когда живо. А живо может быть по-разному. Так мы закрываем вопрос о навязывании стандартов. Я никого этими словами в стандарты не загоняю – наоборот, выгоняю в чистые неизведанные поля прекрасной русской речи.

- Школьные, детские, молодёжные медиахолдинги как форма объединения – это будущее журналистики?

- Городской школьный медиахолдинг – это эксперимент для молодёжной журналистики. Скажу сразу, это сложно, так как у проекта нет постоянной детской редакции, но в этом же и плюс – ребята и руководители ничем не связаны, мы мобильно взаимодействуем, выбираем задания и события, отрабатываем их и радуемся опыту и результату. Если нам удастся привести всё это интересное многообразие в понятную, работающую систему, которая будет сама создавать и отлаживать информационное пространство молодёжи, то, возможно, таким и будет будущее детской журналистики в Челябинске. Мы очень стараемся.

- В каком качестве труднее участвовать в журналистских слётах и фестивалях – юнкора, руководителя делегации и наставника или ведущего мастер-классов?

- Разумеется, учителем быть труднее. Во-первых, потому что у тебя уже другие, взрослые задачи, они сложные, их много. А во-вторых, потому что в душе ты всё еще ребенок, юнкор, и, попадая на ту же «Журналину», ты вспоминаешь свои юнкоровские ощущения, хочется тусить, общаться, а надо работать, нести ответственность за своих юнкоров – держать их одновременно в нужном состоянии азарта, воодушевления и адекватности. Ведущий мастер-классов и наставник в этом плане гораздо меньше касается самого интересного – дело или во времени, или в функциях. Так что чувствуешь себя немного в стороне от общего праздника жизни. Но мне все роли нравятся. Это затягивает.

- Чем отличается формат смен в «Океане» и «Артеке»?

- В «Океан» я ездила юнкором в 2012 году, а в 2019 повезла юнкоров Челябинской области в «Артек». Самое главное отличие – масштабы и подход к организации отдыха детей. В «Артеке» никогда нет времени. Там ребятам предлагают неимоверное количество активностей и возможностей, ты это почувствовал на себе. Причём, всё перемешано, и профиль смены ощущается, только если педагог мощно поставит работу.

В «Океане» всё было проще. У нас было очень чёткое расписание, но не такое напряжённое, как в «Артеке». В «Океане» с Соней Потаповой из «Точки Зрения» мы договорились, что «ша, мы пахали дома, а тут будем отдыхать». А отдых – это смена видов деятельности и новые впечатления. Поэтому мы и пошли с ней не в газету, а в мастерскую мультипликации. И такой подход оказался не самым плохим: кроме наград за заочный конкурс мы тогда умудрились, имея навыки рисования десятилетних детей, получить первое место со своим творением. Думаю, всё потому, что шли до конца, разработали свою идею и создавали неповторимую атмосферу в мастерской. Понимаешь теперь, почему королева корпоративных шуточек?))

- Хотела бы ещё поехать в «Артек» в качестве волонтёра?

- Честно скажу, мне эта смена далась трудно, хотя надеюсь, у вас от неё остались только положительные впечатления. Для меня эта командировка была заманчивым предложением, хорошей встряской, проверкой на прочность и пополнением в копилку опыта. Но пока я не готова повторять такое.

- Довольна ли ты результатами нашей смены?

- Сейчас я понимаю, что можно было лучше. Это касается именно моей работы, подхода к организации ваших занятий, практик и так далее. На самом деле, я хочу, чтобы ВЫ были довольны результатами нашей смены. Ведь всё это затевается для вас и ради вас. Надеюсь, я успела вложить в ваши головы ценные и полезные мысли, которые потом будут порождать ещё мысли и действия. Я рада, что вы познакомились и обменялись опытом – вот уж точно, на этой смене мы все друг у друга учились, и вышло, на мой взгляд, потрясающе! Я изначально не ставила целью очень высокие профессиональные результаты для вас – думаю, вы на меня и не обижаетесь за это, потому что самое главное – это направление в теории, доступная практика и знакомства, дружба. Всего было в избытке.

- Скучаешь ли ты по своим артековским юнкорам?

- Да, скучаю. И каждый раз, когда готовлюсь к очередному мероприятию или занятию, думаю: «вот, надо было ребятам в «Артеке» об этом рассказать». Вы все удивительные. Это синдром вожатого, наверное, но я сейчас не представляю, что мы продолжим общаться, например, с юнкорами из Крыма, Иркутска. Разве только как сейчас с тобой, на профессиональном поле, а потом как коллеги. К этому всегда готова! Если жизнь занесёт – обращайтесь!

- Саша, тебя считают своей (так и говорят - «наша Саша») преподаватели журфака, руководители многих детских СМИ Челябинской области, особенно шахтёрских городов, твои первые пластовские наставники. А сама ты чья в первую очередь?

- Мне очень приятно, что я «ваша». Вслушайся: «ваша Саша». Когда-нибудь, если понадобится, буду так подписываться или прощаться с радиослушателями. Про первую очередь сказать не могу, но я всегда хочу оставаться для всех своей. В жизни было и будет ещё много этапов. Это здорово - сохранять связи и хорошие отношения. Это приятно и плодотворно.

Вот такая она – Саша Яшина, выпускница ЧелГУ, медиапедагог, главный редактор школьного медиахолдинга «PROнас». А ещё – «королева корпоративных шуточек» и «бунтарь», которая всегда всего боится и принимает «текстовое успокоительное» в виде цитат известных и дорогих ей людей. Саша, которая не умеет работать только на одном месте и иногда не выдерживает темпа американских горок.

Она же – «Мастер мультипликации» и «Лучший юнкор России» 2012 года. Саша, которая прошла как педагог проверку на прочность в «Артеке» и считает всех юнкоров удивительными и талантливыми. Саша, которая всегда хочет оставаться для всех своей. И всё-таки приятно, что Сашу как  журналиста «взрастили» у нас, в Пласте. Думаю, Сашиным одноклассникам, друзьям, педагогам приятно читать и слышать о ней только позитивные отзывы. Они могут с гордостью говорить: «Это наша Саша!»

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях