Информационное агентство "Вектор образования" (eduurfo.ru, раздел "Дополнительное образование) опубликовало интервью с председателем регионального отделения "Лига юных журналистов" Галиной Павловой. Полный текст его предлагаем вашему вниманию.
Галина ПАВЛОВА, председатель областной Лиги юных журналистов: «Мы не играем в газету, мы в ней работаем»
Любопытные, общительные, иногда даже сверх меры. Всегда в поиске, с вопросом в глазах. Молодые, открытые, наивные, охочие до знаний. Пожалуй, так бы в общих чертах я охарактеризовала тех юных корреспондентов, с которыми приходится сталкиваться по роду деятельности. А что думает о молодых журналистах-школьниках их «главный начальник», председатель областной Лиги юных журналистов Галина ПАВЛОВА? Мы побеседовали накануне главного для всех школьных СМИ медиасобытия года - фестиваля «Журналина», который в этом году пройдет в Златоусте с 15 по 18 ноября.
- Как возникла областная Лига юных журналистов и какие цели она преследует?
- Идея создания общественной организации, которая объединила бы всех, кто занимается детской журналистикой, - редакторов, руководителей юнкоровских объединений, самих юных журналистов - вынашивалась уже давно. А в 2006 году обрела реальные перспективы - на фестиваль «Журналина-2006» приехал президент общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» Александр ШКОЛЬНИК. Узнав о нашей идее, он предложил стать региональным отделением этой организации. Несколько месяцев понадобилось на оформление документов и регистрацию. А 5 апреля 2007 года мы получили свидетельство о государственной регистрации Челябинского регионального отделения «Лига юных журналистов». Основное направление деятельности - предоставление возможности детям и подросткам самореализации через участие в детских СМИ, включение детских и юношеских изданий в информационное пространство Челябинской области, медиаобразование детей и молодежи.
- В уставе среди задач лиги обозначено: «Привлечение внимания общества к положению дел в СМИ для детей». Для чего к ним нужно привлекать внимание общества?
- А как же иначе? Детские СМИ и издания для детей всегда должны быть в центре внимания общества. Мы живем в информационном мире, и очень важно, чтобы ребенок получал качественную информацию, которая давала бы знания, расширяла кругозор, помогала ориентироваться на истинные духовные ценности, воспитывала гражданскую позицию, способствовала личностному росту. А работая в детских СМИ, ребята не просто получают готовый информационный продукт, но и сами участвуют в его создании, попутно приобретая знания и навыки в редакционно-издательском деле.
- Действительно ли дети получают сегодня качественную, как вы сказали, информацию?
- Увы, о качестве современной информации, которая лавиной хлынула на школьника с приходом Интернета, говорить не приходится. Скорее, надо защищать ребенка от того, что пытаются ему навязать с экранов телевизора и монитора. И вот как раз в этом плане работа в детских СМИ может стать той подушкой информационной безопасности, которая научила бы молодежь понимать, критически осмысливать и использовать во благо получаемые сведения.
- Должны ли быть газета, радио- или телеканал в каждой школе, в каждом образовательном учреждении? Почему?
- Для детей и подростков всегда важно иметь возможность высказать свою точку зрения, быть услышанными и понятыми. И детские, в том числе школьные газеты, журналы, телестудии, а в последнее время и интернет-сайты дают эту возможность. Сейчас, когда в школах практически повсеместно появились компьютеры и оргтехника, не иметь хотя бы газету непростительно. Помимо профессиональных знаний и навыков в детских СМИ осуществляется участие детей и подростков в социальных видах деятельности. При выполнении заданий редакции юнкоры контактируют с большим кругом людей, деятельность которых осуществляется в различных сферах социально-экономической и общественной жизни. Это позволяет им быть в курсе того, как работают различные общественные и социально-экономические институты. Это, если хотите, и есть гражданское воспитание: ведь подросток участвует в социально значимом деле, видит результаты своего труда. Мы, например, всегда подчеркиваем: мы не играем в газету, мы в ней работаем.
- Бытует мнение, что руководители детских СМИ работают фактически на голом энтузиазме. Так ли это - в школах, учреждениях допобразования? Как вы сотрудничаете с ними, охотно ли они идут на контакт?
- К сожалению, наши руководители не получают высоких зарплат. Специфика работы руководителя детского издания такова, что в отведенные каким-либо расписанием часы уложиться трудно. Надо дать теоретические знания, провести практические, при этом прочитать и отредактировать огромное количество детских работ. И не просто прочитать и своей рукой выправить, а сделать это вместе с ребенком, чтобы он понял, что получилось хорошо, а что - не очень. То есть поработать с каждым индивидуально. А еще надо газету сверстать (сделать монтаж теле- или радиосюжета) в соответствии с требованиями типографии или студий. И съездить на конкурсы и фестивали, помочь юнкору написать научно-исследовательскую работу, просто собраться в редакции и поговорить по душам. Кто еще способен на такую, почти круглосуточную деятельность, если не энтузиаст в самом хорошем смысле этого слова? Да и нет ведь в большинстве школ такой должности - редактор детского СМИ. Обычно с ребятами занимаются учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. А что касается контакта, то с руководителями детских СМИ районного и городского масштаба отлажена система взаимодействия. Мы встречаемся ежеквартально на семинарах, видимся на фестивалях и конкурсах, регулярно обмениваемся информацией.
К сожалению, не всегда удается достичь желаемого результата. Вот, например, создали информационный портал юных журналистов «Читай и Пиши». Каждая редакция получила собственный аккаунт, может регистрировать своих юнкоров, которые уже самостоятельно выкладывают на сайт тексты, фотографии, теле- и радиосюжеты. Портал работает второй месяц, а материалы выкладывают только 10 редакций из 23 зарегистрированных. Несколько изданий до сих пор не прислали необходимую информацию для того, чтобы зарегистрироваться на портале. При этом редакциям создание сайта не стоило ни копейки.
- С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться в работе с юными корреспондентами? Как они реагируют на критику? Чему приходится учить больше всего?
- Основная трудность, на мой взгляд, заключается в том, что мы работаем с разновозрастными категориями школьников. На занятия приходят школьники 5-11-х классов, с разной степенью подготовленности, вот и приходится строить учебный процесс так, чтобы и те, и другие получили необходимые знания и навыки, позволяющие выполнить редакционное задание. Большинство наших юных корреспондентов на критику реагируют адекватно. Абсолютно точно знаю, что многие мои коллеги практикуют разбор всех выполненных ребятами заданий. Это и дисциплинирует, и позволяет сразу понять, где допущен промах либо найден оригинальный способ подачи материала. Есть, конечно, «головокружение от успехов»: увидели свою фамилию под парой заметок, похвалила учительница, восхитились друзья - все, я журналист, все знаю, все умею. Тут, конечно, надо «звезду» на землю спускать, однако тонко и деликатно. А учить, как это ни странно, приходится больше всего русскому языку. У современного школьника прямо беда и с орфографией, и с пунктуацией, и с логикой изложения, и со словарным запасом.
- Вы отслеживаете судьбу своих выпускников, общаетесь со студентами. Как бы вы оценили современное качество обучения в школе и вузе?
- Да, с большинством ребят мы поддерживаем связь и после выпуска их из детских редакций. Чаще всего, конечно, общаемся с теми, кто ушел на факультеты журналистики. У нас ежегодно большая часть тех, кто решил связать жизнь с журналистикой, поступает в челябинские вузы. Исторически сложилось так, что «телики» и «радики» идут в ЮУрГУ, а газетчики в ЧелГУ. Там наши ребята котируются очень высоко, поскольку приходят с четко выраженной мотивацией, абсолютно точно знают, что журналистика - нелегкий хлеб. Учатся, как правило, легко, с удовольствием, и у преподавателей на хорошем счету. Когда бываю в университетах, обязательно смотрю рейтинги и радуюсь, видя знакомые фамилии в первых строках.
А качество обучения, на мой взгляд, зависит от обучаемого: хочет школьник или студент взять от учителя или преподавателя все или даже немного больше - возьмет. Нет желания учиться - то никакое качество не поможет. И вообще, ограничивать свое образование только рамками учебного заведения - заведомо остаться в проигрыше. Успешен только тот, кто всю жизнь учится: рабочий, инженер, педагог, врач. А журналист тем более. Ведь ему приходится встречаться с людьми разных профессий. Соответственно, необходимо иметь широкий кругозор, чтобы разговаривать с ними на одном языке и не выглядеть невежественным.
- Получается, что увеличивающийся с каждым годом интерес к профессии журналиста вы объясняете возрастающей мотивацией вчерашних школьников? Или есть и другие причины такой популярности? И нужно ли нам столько журналистов?
- В первую очередь отвечу на последний вопрос. Мы всегда подчеркиваем, что не ставим перед собой цель сделать из всех ребят журналистов. Если они вырастут грамотными, коммуникативными, умеющими думать, слышать других и понимать, как и чем живет общество - считаю, что мы свой долг выполнили. А если кто-то решил сделать журналистику своей профессией - этим ребятам помогаем осуществить мечту. Кстати, не могу сказать, что все повально идут на журфаки. Среди наших выпускников есть и юристы, и экономисты, и дизайнеры, и специалисты редакционно-издательского дела, и филологи, и экологи, и лингвисты. Можно перечислять до бесконечности, и представителей других профессий будет больше, чем журналистов. Однако многие, по их собственному признанию, считают годы, проведенные в детских редакциях, лучшими в жизни. И уверенно говорят, что все, чему они там научились, очень пригодилось.
- С кем труднее: с молодыми юнкорами, пусть неопытными, но с незашоренным взглядом, или с профессиональными журналистами, имеющими за плечами багаж жизненного опыта?
- Я сейчас, наверное, скажу не очень приятную для коллег вещь. Во-первых, жизненный опыт - вещь, несомненно, хорошая и полезная. Однако именно он порой становится помехой. Бывалый журналист уже знает, о ком или о чем лучше не писать - себе дороже будет. Во-вторых, чувствуя себя этакими профи, некоторые взрослые перестают стремиться к чему-то новому, их трудно переубедить, а самую безобидную критику воспринимают в штыки. А молодые быстрее перестраиваются, быстрее реагируют, имеют оригинальный взгляд на обыденные вещи. Работая и с теми, и с другими, убедилась: легче учить молодых, чем переучивать опытных.
- Совсем скоро стартует 19-й фестиваль «Журналина». Расскажите о нем.
- Да, фестиваль детских и юношеских СМИ «Журналина-2011» уже близко. Он откроется 15 ноября в Златоусте. Для меня это будет двенадцатый по счету, на восьми из них - в качестве руководителя и организатора. Рассказать о «Журналине» словами практически невозможно - это надо видеть, слышать, чувствовать. Все три фестивальных дня наполнены сумасшедшим ритмом, практически круглосуточной работой: мастер-классы, выездные конкурсы, фотокросс, пресс-конференции, просмотры, выставки изданий, творческие встречи, ночное бдение в пресс-центре и телестудии и, конечно, общение.
У фестиваля нет постоянной площадки - каждый год он проходит в разных городах. Во-первых, мы хотим, чтобы ребята лучше узнали свою Челябинскую область. Во-вторых, мы обязательно организуем выездные экскурсии на предприятия и в учреждения тех территорий, где проходит фестиваль. Юнкоры не просто знакомятся с их деятельностью, они пишут материалы, снимают сюжеты, записывают радиопередачи. То есть это настоящая творческая командировка, реальное погружение в профессию.
«Изюминкой» нынешнего фестиваля станет трансляция его работы в режиме онлайн с помощью нашего портала «Читай и Пиши» (chip74.ru). Все участники будут зарегистрированы на портале, ежедневно они cтанут выкладывать свои материалы, теле- и радиосюжеты, фотографии. Для тех ребят, кто останется дома, мы объявим специальную номинацию, и они смогут принять участие в конкурсной программе.
В нынешнем году на фестиваль приедут около 130 юных журналистов и их руководителей из 26 территорий области. Фестиваль подведет итоги работы за год: на церемонии закрытия назовут лучшие детские издания и лучших авторов. Очень надеюсь, что будут новые идеи, новые имена, новые открытия.
Автор Юлия КАЛИНИНА
Источник Вектор образованиЯ
Место Челябинская область
Раздел Дополнительное образование