Очень часто мы пишем о тех, кто воевал во время Великой Отечественной войны, кто работал в тылу, однако нередко забываем о тех, кто рос в военную пору – о детях того времени. Из поколения, которое опалила война, был и мой дедушка – Николай Федорович Макаров.
Когда началась Великая Оте-чественная война, ему было неполных 11 лет. Семья Коли жила в городе Днепродзержинске, на Украине, которая в начале войны была сразу оккупирована немцами.
Отца Коли Фёдора Поли-карповича на фронт не призвали, потому что он имел инвалидность, полученную в Гражданскую войну. До войны он работал художником во Дворце культуры. В большом здании этого Дворца обосновались немцы. Там разместилась ко-мендатура.
Как и все дети военных лет, Коля мечтал стать героем. В своем дворе он был заводилой, вместе со своими друзьями они создали свою антифашистскую группу. И сразу приступили к сложному «заданию»: решили подорвать Дворец куль-туры, когда в нём соберется много немцев.
Больше месяца ребята готовили взрывчатку, продумывали план, и вот подходящий момент настал: немцы проводили собрание. Мальчишки, находясь на некотором расстоянии от здания, зажгли фитиль и тут же убежали, чтобы их не схватили на месте преступления. Но они даже не догадывались, что за ними на протяжении месяца следили настоящие взрослые подпольщики, которые смогли предотвратить взрыв, боясь расправы над мирными жителями города.
Мальчишки же этого не знали, они думали, что взрыв состоялся. Ведь они, опасаясь преследования, сразу же исчезли из города. Мой дедушка переплыл на другую сторону Днепра и оказался на хуторе, где стал жить в семье, которая взяла его к себе батрачить. Он собирал урожай, доил корову, нянчился с детьми. И только когда Красная Армия стала подходить к городу, он рискнул вернуться домой.
Осенью под проливным дождем и под бомбежкой Николай переплыл Днепр, а когда оказался дома, его мать не могла поверить в то, что он жив, ведь она и не надеялась увидеть его. Вся семья была безумно рада его возвращению.
Еще один эпизод мне запомнился из рассказов деда о жизни «под немцами». Как-то раз он походил мимо сада, в доме которого жил фашистский генерал. А время было очень голодное. И вот мой дедушка решил слазить на яблоню и сорвать яблоко, но тут его схватил солдат, спустил деда Колю по ступенькам в подвал дома и начал тыкать его лицом в острые осколки разбитой лампочки. За попытку сорвать яблоко дед Коля чуть не лишился глаз. Можно представить, как немцы наказывали за более крупные «проступки».
Всё время, пока Украина была в оккупации, дед Коля не ходил в школу, а причиной этого был случай, который произошел с ним. 1 сентября он как обычно пошел в школу. К ним пришла работать новая учительница – немка. Мой дедушка не был послушным мальчиком. И за какую-то невинную шалость, учительница ударила его железной линейкой по голове, которая рассекла ему лоб. Когда мальчик прибежал домой, его лицо было сильно окровавлено, и бабушка очень испугалась. После этого случая он уже не ходил в школу до освобождения.
Слушая рассказы деда о военном детстве, я невольно сравнивала себя с ним и задавала себе вопрос, как бы я поступила в такой ситуации. Думаю, вряд ли у меня хватило смелости так бесшабашно идти наперекор взрослым, беспощадным врагам.