Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

У каждого свой реквием

Екатерина ЛюкинаСтраница «Пристань» газеты «Станица74»22 сентября 2011
1663

Пару месяцев назад под руку попался фильм «Реквием по мечте», так давно рекомендуемый к просмотру многими знакомыми. Посмотрев его, еще долгое время находилась под впечатлением, то и дело возвращаясь к этой трагической истории.

Сюжет картины построен на судьбах матери и сына – Сары и Гарри Голдфарб, а также девушки Гарри – Мэрион Силвер, и его лучшего друга – Гарри Тайрона. Можно сказать, что у Гарри есть все для счастья: любящая мать, взаимная, искренняя любовь и надежный друг, но ему чего-то не достает.

 Возможно, он создает этот недостающий элемент в силу юношеского максимализма или же, просто не может по достоинству оценить то, что у него есть. В результате, чтобы заполнить этот, по сути, не существующий пробел, он прибегает к употреблению наркотиков, еще не осознавая того, куда влезает.

После краткого посвящения в сюжет хочется отметить режиссерскую работу Даррена Аронофски, технику его монтажа, внедрение в фильм символических элементов и, конечно же, потрясающий саундтрек. Эти выразительные средства позволяют увидеть  мир героев глубже и шире.

Режиссер применил интересный прием:  разделил действие на три времени года: лето, осень и зиму, которые запараллелены с сюжетом «Реквиема». 

На первый взгляд это фильм о наркотиках и последствиях их употребления. Но зачем же тогда создавать этот фильм, если все давно знают, что наркотики разрушают жизнь, карьеру, здоровье, в общем, будущее человека во всех проявлениях, включая уничтожение личности?

 Для меня же фильм совсем не о наркотиках. «Реквием по мечте» рассказывает о каждом из нас, потому что у каждого есть свой героин, на который он плотно подсажен. Будь то Интернет для современной молодежи или же телевизор для наших родителей, вкусная еда, праздное времяпрепровождение,  шопинг, компьютерные игры, бессмысленное общение и музыка.

Все это необходимо, но в меру, и все это опять же знают, но пренебрегают правилом «золотой середины». Почему? Потому что все мы испытываем острый дефицит в удовлетворении своих духовных потребностей, подменяя их чаще всего на биологические, и реже социальные. Так и в фильме: все герои имеют разные формы зависимости, но путь их осуществления они выбирают один.

Сара Голдфарб, например, как многие американские домохозяйки, хочет попасть на телешоу. И вот она получает приглашение, ее мечта так близко… Но Сара выбирает неправильный путь: чтобы влезть в свое любимое платье, она начинает принимать стимуляторы, чтобы скинуть пару килограммов. День за днем она чувствует прилив сил, чувство эйфории, у нее появляется навязчивая мечта, ради которой она живет, которой она дышит. Все идет по плану: улучшение внешности и похудение безо всяких усилий. Кажется, она так близко подошла к осуществлению мечты, на самом же деле она ушла от нее на непреодолимое расстояние.

 Жестокая расплата не заставляет себя ждать: появляется бессонница, вводящие в ужас галлюцинации, при этом того эффекта уже нет, и это заставляет увеличивать дозу день за днем, дописывая реквием по своей мечте.

Здесь прослеживается и вторая смысловая  линия, в которой Даррен Аронофски дает свой ответ на извечный философский вопрос: как достичь желаемого? На этот вопрос существуют два противоречащих ответа - английского философа-материалиста Томаса Гоббса: «Цель оправдывает средства» и русского писателя Николая Лескова: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противоречащих человеческому счастью».

В фильме на конкретном примере доказывается, что если средством достижения цели становятся наркотики, то ни о каком воплощении мечтаний не может быть и речи, то есть наглядно подтверждается высказывание Лескова.  

Наверное, не сложно догадаться, что жизни героев стремительно движутся под откос, все мечты разбиты, герои сами написали реквием по надеждам на светлое будущее.

Признаюсь, после просмотра остается тяжесть на душе из-за жестокого конца и чрезвычайно жесткой подачи. Слезы сами собой появляются, не столько по конкретным героям фильма (хотя и по ним тоже), а по нормальным людям, которые не принимают наркотики, однако также легко и стремительно рушат свои мечты из-за каких-то пустяков, также легко отказываются от них, тщательно выводя в летописи жизни свои ноты реквиема.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях