Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

"Если не знаешь, что делать, делай шаг вперед"

О домашних дельфинах, тайных механизмах психологии, о кризисе, о Ноевом ковчеге, бурной подростковой жизни - какие только темы мы не затронули в беседе с нашим школьным психологом, молодым специалистом, и просто яркой личностью Ольгой Александровной Векшиной.

Человек, как ПСИХОЛОГ…

- Ольга Александровна, в школе вы работаете только первый год, для нас, ваше появление стало настоящим событием, а что чувствовали вы?

- С самого первого дня, как я пришла, у меня были прекрасные ощущения!  Я пришла в школу, в которой никогда не было психолога, все начали восклицать: «Ого! Психология!», и мне сразу это понравилось. До сих пор у меня на душе радость оттого, что я приношу пользу!

- Однажды, с моей знакомой произошла неприятная ситуация. Мы уговаривали ее пойти к психологу, но она наотрез отказалась. В чем причина такого поведения ребенка?

- В России такой менталитет! Обращение к психологу пока не является нормальным.  К тому же, люди путают понятия психолог, психотерапевт, психиатр. Также существует, определенный барьер: многие думают: «Как я пойду к незнакомому человеку и что-то расскажу!» Может быть, взрослый, когда столкнется с какой-то неразрешимой проблемой, хотя неразрешимых проблем не бывает, еще сможет прийти к психологу, но вот ребенок мыслит совершенно иначе…

- А что вы посоветуете нам, детям, чтобы не стеснятся рассказать вам, психологам, наболевшее?

- Главное помнить что, психологи не дают советов. Мы даем лишь рекомендации. Ваше дело прийти, а мое дело сделать так, чтобы вы мне рассказали о своей проблеме. Это механизмы психологии, о них я не в праве рассказывать. Я смотрю на ваше поведение, подбираю особые техники, чтобы вы начали доверять мне. В процессе даю рекомендацию. Следовать ей или нет, тоже ваше дело.

- А на следующий вопрос, можно немного помечтать: какими вы видите идеальных школьников?

- Идеальных людей вообще не бывает, но если уж мечтать… Это ребенок, который не сидит строго за партой и отвечает лишь, когда его спросят. Это ребенок, который может и умеет выполнять элементарные требования. Это ребенок, который стремится к чему-то сам, развивается, высказывает свое мнение. Вообще, когда он имеет личное мнение, и его ответы не сводятся к «да» или «нет».

- Вы наблюдаете не только за учениками, но и за учителями. Скажите, орудуя вашим свежим взглядом, какие ошибки или недочеты совершают учителя в общении с детьми?

- Это не ошибки, а незнание возрастной психологии. Особенно это касается преподавателей «со стажем». Есть определенные рамки и границы каждой возрастной группы. Если это 8-9 классы, то с ними лучше общаться так, а с малышами совсем по-другому. А они, если ведут с 5-го по9-ый, то всех под одну гребенку. А так нельзя. В каждом классе возрастной этап разный, и это нужно учитывать.

- Что является залогом добрых отношений между учеником и учителем?

- Взаимопонимание, умение уступать и тем и другим. Особенно со стороны учителя уступать ребенку, ведь это же дети, и в силу возраста, они не всегда могут понимать взрослого человека.

- Вы очень молоды, и поэтому пока, вас не воспринимают всерьез все. Как вы к этому относитесь?

- Спокойно. Естественно не могут воспринимать всерьез все. Есть люди, которые привыкли обращаться ко мне на «ты», и им сложно перестроится на обращение «вы». Это меня не очень устраивает, ведь это школа, и в ней я имею авторитет.

-Что в отношениях с детьми, на ваш взгляд, является наиболее сложным?

- Найти подход к некоторым детям. К каждому ребенку нужно находить индивидуальный подход: кто-то поплакал, кто-то пожаловался мне, кто-то посмеялся со мной.… Но есть такая категория детей, которым «ничего не надо». К таким сложно найти подход, их сложно заинтересовать. Некоторые даже тесты не хотят выполнять.

- А для чего вообще нужны эти психологические тесты?

- С помощью тестов достаточно легко «познать себя». Я всегда любила тесты, и когда пошла в вуз, мне изначально хотелось именно познать себя.

- Когда вы поняли, что ваше призвание – психолог?

- В девятом классе я собиралась пойти в университет на юридический факультет.  Но, потом мой интерес к этой отрасли угас. Мне кто-то сказал, что есть еще такая наука психология, никем не «раскрученная». К тому же, я смогу работать и в школе, и не в школе. Я задумалась над этим. И я решила поступать в педагогический вуз, именно на факультет психологии. В процессе обучения меня привлекло то, что я несу какую-то ценность для людей, не только для близких, - для других людей, которым я могу помогать. Когда мне говорят «спасибо, не знаю чтобы я без тебя делала/делал», то я чувствую особенное моральное удовлетворение.

- Как известно, педагог показывает пример детям, прививает какие-то качества. Какие свои качества вы хотели бы передать детям?

- Это эмпатия. Умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Мне бы хотелось, чтобы дети проявляли ко всем и ко всему как можно больше эмпатии, этого не хватает как в нашей школе, так и в нашей стране. Хотя это очень важное качество.

- Как вам пригодились университетские знания, в повседневной жизни?

- Наш преподаватель, ныне он уже доктор наук, говорил: «Психолог – это не профессия, психолог – это диагноз». То есть, невозможно не применять знания, полученные в университете, в обычной жизни. Обычно каждый думает о чем-то своем, ну а мне интересно то, о чем думают люди, о чем они говорят. У меня сразу происходит синтез, анализ, расщепление… Знание механизмов психологии помогает в жизни. Но бывают ситуации, когда вроде бы знаешь что надо делать, но все равно не можешь. Иногда, сам себе психолог, - как сам себе стоматолог – больно, неудобно, и чревато серьезными последствиями.

Психолог, как ЧЕЛОВЕК

- Ну, все, отойдем от профессиональной темы. Поговорим о вас, как о человеке. Скажите, а о чем вы мечтали в детстве?

- Не могу вспомнить, как я мечтала о чем-то глобальном…. У меня всегда были какие-то маленькие мечты, я хотела иметь каких-то животных дома – дельфина, обезьянку…и главное, я реально верила, что мне когда-нибудь их купят!

- Какие животные есть у вас дома сейчас?

- Зоопарк! Попугай Гоша, кот Барсик,пес, с которым у меня, к сожалению, испортились отношения.

- Я знаю, что вы увлекались фотографией. Когда и почему вы решили заниматься?

- Постигая страницы Интернета, находясь ВКОНТАКТЕ, я вступила в группу «фотосессия», и меня пригласили на встречу «люди в красном». Мы с подружкой поехали, и были в восторге! Это была групповая фотосессия – а это и веселье, и новые люди. И в конце, конечно же, качественные снимки. Вскоре, мне захотелось фотографировать самой. Я применяла увиденные знания, читала специальную литературу, пробовала. Все начали хвалить мои фотографии. Моя эйфория от фото длилась примерно год.

- А как обстоит сейчас с этой эйфорией?

- Сейчас я поостыла к этому, у меня новое увлечение – цитаты, афоризмы.

- А у вас есть какая-то особо полюбившаяся фраза?

- Я могу очень много назвать, но первое что я вспомнила – «Не бойся делать того, что не умеешь. Помни – ковчег построил любитель, профессионалы сделали «Титаник». И сейчас, вспомнилась еще одна фраза – «Если не знаешь что делать, делай шаг вперед». К сожалению, не помню, чьи это высказывания, а прочитала их в университетской библиотеке.

- А вообще, что для вас значит свободное время?

- Это то время, когда я хочу куда-нибудь сходить, а главное – имею возможность это сделать. Но сейчас бывает, что даже есть возможность, но из-за усталости проводишь свободное время дома. А так, хотелось бы пойти в кино, в дельфинарий. Когда я училась, очень много времени уделяли прогулкам с друзьями.

- Почти все люди на Земле, задумываются о смысле жизни. Некоторые даже посвящают книги этой теме. Скажите, а какой смысл жизни у вас?

- Сейчас, как и для любой девушки, пусть уже не пятнадцатилетней, для меня главное – любимый человек. Потом естественно, к нему добавится ребенок. А также, это работа, дети, с которыми я работаю, в общем, карьерный рост, но все же, карьера – всегда остается на втором месте. Главное – это любимый человек!

- Я думаю, жизненные ценности крепко связаны со смыслом жизни.

- Да, это будет переплетаться. Приоритеты, ценности – их много. Это и родители, и семья, и любовь… это много чего. В жизни ценю людей, которые меня окружают. Ценю жизнь, как таковую, и хочется прожить ее долго и счастливо!

- Но у всех, так или иначе, возникают крупные или мелкие проблемы, невзгоды, так называемые, «черные полосы». Как вы справляетесь с этим? Что порекомендуете людям, столкнувшимся с подобной проблемой?

- Каждая проблема меняет человека, он становится взрослее, опытнее – с каждой ступенью поднимаемся выше. Есть такой механизм психологии - вы проговариваете свою проблему, слушаете, что вам скажут. Нужно много раз проговорить о том, что «болит». В некоторых случаях – анализируешь, мыслишь, расставляешь приоритеты и делаешь вывод.

- Вам хотелось на кого-нибудь походить, или вы всегда были индивидуальностью?

- Никогда не было идеалов. Может быть, когда-то чисто внешне и хотелось на кого-то походить, а вот идеала как человека не было. Но мы в любом случае берем пример со своих родителей, бессознательно хотим быть похожим на них, я хочу походить на маму, мой идеал женщины, скорее всего она.

- Если не брать избитые фразы, типа, «благодарен родителям за то, что они дали мне жизнь», скажите, за что вы благодарны родителям в первую очередь?

- Я благодарна им за то, что они всегда являются моей поддержкой и опорой в любой ситуации. Даже когда не стоило бы рассказывать о многом, они меня все равно поддерживали. Если вспомнить бурную подростковую жизнь, мне все внушали через объяснение. Я может потому и психолог, я ведь привыкла добиваться чего-то от людей, не силой, и не жестокостью, а объяснением, разъяснением. 

 
Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях