Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Как отзывается слово юнкора

Однажды в школе, я с улыбкой на лице разношу свежий выпуск «Полосатой», в которой неоднократно публиковались мои материалы. Газета идет в руки завучу нашей школы, Наталье Николаевне. Она, пролистав страницы, с легкой иронией спрашивает меня: - На кого в этот раз жалуешься? - На паспортный стол…

Вечер того же дня прошел в раздумиях о моих публикациях, о том, права ли я, о журналистском долге и этике. Такие размышления находят на меня нечасто, но как говорится, редко, да метко. 

На меня подействовал этот вопрос, брошенный, в общем-то, в шутку, хотя, доля правды в нем оказалась немалая. 

Итак,  налив себе чая, устроилась поудобнее на полу в своей комнате, принялась перечитывать все опубликованное в течение года. Сначала пересмотрела «одним глазком» статьи. И вот что увидела. Публикаций всего четыре, но они достаточно яркие. В заголовках трех из них -  вопросительный знак («Когда просыпается патриотизм?», «Любовь? Или жизнь?», «Как стать гражданином РФ?»), а одна так и называется «Горе от чУМАковой». Рубрики в основном такие – «Проблемная полоса», «Полоса раздумий». 

Первая статья, «Когда просыпается патриотизм?» была посвящена юбилею Великой Победы и патриотизму. Но в ней я не восхваляла наших прадедов, участников войны, это само собой, их заслуги перед нами бесценны. В этой статье я писала о нынешнем поколении, чьими героями и кумирами являются разные спортсмены (в основном, уехавшие за границу), ну и прочие популярные личности. И пусть нам в школе твердят: «Патриотизм, патриотизм, наша нация сильна, наша победная страна, у нас она одна» и т.д., интересы большинства молодых людей устремлены в другие страны, ведь там «лучше и красивее». Какой тут патриотизм? Вот о том я и написала. Статья имеет более-менее позитивный конец, дающий надежду на существование патриотизма, и то, где-то там, в глубине души…

«Горе от чУМАковой», вторая статья, повествует о моих натянутых взаимоотношениях с одноклассниками и директором (который очень любит похвалить меня, и в то же время, не лестно отзывается о других). Здесь никто не виноват, но, статья, как «крик души», произвела впечатление на одноклассников. Уважать начали. Потому что, не побоялась покритиковать директора и сказать о наболевшем. Ведь это неправильно - относится избирательно к ученикам. Но, с другой стороны, критика прозвучала и в сторону моих коллег по школьной скамье – негативное отношение со стороны учителя пришло не просто так, а потому, что они недобросовестно готовились к урокам. То есть каждый «получил по заслугам». 

Учителя, после ознакомления с этой публикацией, разделились на две группы: за и против. Одни говорили, что, это хорошо, молодец, высказалась, не надо держать в себе. Другие, наоборот, упрекали: «а можно было и помолчать». Но подействовало. Крепкими друзьями с одноклассниками мы, конечно, не стали, но отношения улучшились. Учителя же, осторожнее начали относится к своим словами. Младшие коллеги, так были довольны моей фамилией в газете, что статью даже читать не стали, так и унесли домой. В общем, все сделали, какие-то выводы. Возможно, не будь этой статьи, все осталось бы прежним. 

«Любовь? Или жизнь?». Это творение тоже произвело впечатление на жителей моего поселка, ведь я рассказывала о некой девушке, изначально очень даже приличной, но опустившейся на социальное дно. Образ девушки был собирательный, то есть по большей части, вымысел. Таким образом, я постаралась показать последствия «любви» к несерьезным взрослым мужчинам и алкоголю. И к чему может привести отсутствие силы воли и стыда. В конце сказала, что я не буду пускать свою жизнь на самотек,  не допущу позора, этим, оставив безмолвный призыв к выбору для других представительниц прекрасного пола. 

И, наконец, «Как стать гражданином РФ?». Здесь я рассказывала о своем тернистом пути получения паспорта. Что-то вроде, «остаться в живых, простояв очередь в кабинет» и долгом поиске нужных с точки зрения закона, и совершенно ненужных с точки зрения здравого смысла (например, если я родилась в 1996 году, зачем нужны сведения, где проживали мои родители в 1992 году?) документов. Написала статью достаточно иронично, на ФМС  не ругалась, но все мы люди, и все поняли, что я хотела сказать. Те, кто получил паспорт раньше меня, начали подходить, и рассказывать, что у них была похожая ситуация, они тоже не могли долго получить документ. Давно надо бить  тревогу о халатности служителей УФМС (в моем случае, «благодаря» им, испортились фотокарточки совершенно новые и чистые). После таких случаев нужно продолжать молчать? Не думаю, ведь если кто-то будет высказывать свое мнение, все равно к нему прислушаются. Главное, чтобы оно было. Свое мнение. 

Тяжелее всего начать, потом скажешь ты, получишь поддержку. Если получишь по рукам, ты был услышан, значит, сдвиг произошел. Но, для журналиста иметь совесть и соблюдать  нормы нужно, без этого его деятельность превратится в базар, и место корреспондентов, в таком случае, могут занять бабушки с "приподъездных лавочек". Для этого и существует журналистская этика. 

Мастерство журналиста -  тонко, намеками призвать к действию, или просто оглянуться вокруг себя, сделать какие-то выводы.  Стоит  дорожить этим правом, в наших журналистских руках большая сила, даже будучи пока еще юнкорами, мы уже способны изменить что-то в обществе, сдвинуть с мертвой точки. И эту возможность нужно использовать. 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях