Среди школьных будней учеников средней школы №1 города Юрюзани всегда наступал такой день, когда тяжелую учительскую вахту несли не взрослые, а дети. День такой был интересен по-своему. С одной стороны, оценки чуть выше, чем обычно, что хорошо, с другой – полная неразбериха в стенах школы, что – не очень. Особо бойкие всегда в этот день старались заработать как можно больше оценок, понимая, что учителя-старшеклассники — тоже люди, вчера за партой сидели как-никак, а значит, и нарисуют желанную цифру даже за малую каплю знаний и «красивые глаза». И называлось все это Днем самоуправления.
Прошло время, и вот я сама, десятиклассница, доросла до почетной роли временного учителя. Я не знала, радоваться или огорчиться этому. Вроде бы, это отличный шанс попробовать себя в роли учителя. Но, с другой стороны, нервы помотать себе придется, ведь вести урок намного сложнее, чем просто «впитывать» знания. Из предложенного списка я выбрала должность учителя русского языка и литературы.
Русский язык – вещь серьезная. Целых 45 минут нужно увлеченно рассказывать детям о всевозможных правилах. Чувствую, язык «отвалится». Тем более, дети у нас – ого-го какие! Старшие выше меня на целых две головы, а младшие шумные и озорные. И те, и другие умеют отлично «на ушах стоять». Тут уж мне без помощи не справиться…
Знания дать – это еще полдела. А как быть с дисциплиной? Оказалось, что к каждому классу приставлен свой классный руководитель. Он-то и отвечает за поведение детей на уроке. Но мне все равно страшно. Особенно беспокоюсь за девятый класс. Дети моего возраста, большие, буйные. Вряд ли они воспримут меня как учителя. В общем, День самоуправления приближался, я старательно изучала планы занятий, но страхи не уходили, а только добавлялись.
— Учителя должны приходить за 15 минут до начала урока, — предупреждала нас завуч школы Елена Викторовна.
Почему-то я сразу подумала, что такое мне не под силу. И, действительно, как бы утром я ни спешила, часы показывали, что не успеваю. Подбегаю к школе, а в голове прокручивается предстоящий урок у 9 класса (самый страшный!). Времени «прорепетировать» у меня нет, так что ныряю сразу «в омут с головой». Ключи под личную подпись отвоеваны у технички, бегу на место предстоящей дислокации — на третий этаж в кабинет русского языка.
— А пятерки будут? – нарочно растягивая слова, спрашивает меня неестественно кудрявая девушка с третьей парты.
— Будешь работать – обязательно, — уверяю я.
— Ха, никто не будет.
— Посмотрим.
Вот и звонок. На негнущихся ногах переступаю порог класса, как будто иду в клетку с тиграми. Только бы голос не дрожал…
Веду урок. Два человека уже побывали у доски и получили заслуженные чуть натянутые пятерки. Удивительно, но в классе почти тишина. Условие «пишите, очень потом пригодится» пока работает, как и «девятый класс, вам что, экзамены не сдавать?!». Звонок. Уставшая, но удовлетворенная уроком, я падаю на стул. Тут же залетают пятиклашки, и класс превращается в поле битвы.
5 «б» — класс особый. Почти тридцать человек за партами сидят. Из-за многочисленности детей меня почти не слышно: приходится повторять что-то каждому отдельно. Это замедляет ход урока. И как же настоящий учитель с этим справляется? Ребята с трех последних парт устраивают грандиозные бои тетрадками. Среди всего этого «поля боя» я пытаюсь повторить с детьми склонения. Ребята один за другим получают пятерку за работу у доски, но случаются и такие самоуверенные «отличники», которые с серьезным выражением лица доказывают, что слово «шмель» имеет окончание – а, я.
После пятого класса прихожу к выводу, что все мои страхи оправдались с точностью наоборот: это девятиклассники «душечки-ватрушечки», а не пятиклассники, как ранее думала я.
Меня очень порадовали шестой и седьмой классы! В помещении тишина. Ребята пишут, стараются. Я, наконец-то расслабившись на стуле, с удовольствием рассказываю детям о новых для них правилах, открываю новые континенты на планете русского языка, ставлю заслуженные пятерки. Самое главное для учителя – понимание ребят. Давая уроки именно в этих классах, я прочувствовала все приятные моменты учительской работы.
Бреду домой уставшая. Именно в День самоуправления я поняла, как тяжел труд учителя. Жаль, что мы, ученики, часто этого не понимаем.