Лирический репортаж ко дню города (лето 2011)
...Вполне знакомый пейзаж глубинок
этой части Южноуралья... Из всех этих
богатых атмосферой старины населенных
пунктов только в Чернореченском да в
Большаково не добывали золото. Поневоле
задумаешься о той эпохе, когда копали здесь
«дудки», закладывали шахтенки, и семьи
старателей вместе с детьми мыли золото
по ложкам, у пригорочков, на берегах речушек –
от Миасса до самого Кочкаря,
до Пласта и обратно...
(А.В. Манин, «Золотой пласт»)
Приехав сюда десять лет назад вместе с мамой пятилетней девочкой, я не сразу приняла Пласт. Может, из-за слишком неожиданного переезда, может, в силу возраста. Город как город, казалось мне. Пока однажды, классе в четвертом, меня жутко ни заинтересовало, почему Пласт – именно Пласт? В детском сознании никак не укладывалось: город, который мне тогда уже полюбился, носит имя, родственное пластилину и пластику. Словом, с тех пор я начала искать ответ на этот вопрос.
Искать - искала, а вот нашла совсем нечаянно – перебирая книги на полках бабушкиных шкафов. Попалась мне в руки книга «Золотой пласт», посвященная 200-летию открытия золота на Южном Урале (1797-1997гг.), 150-летию освоения месторождений в районе золоторудного Пласта (1845-1995гг.) и 170-летию освоения россыпных месторождений в районе Миасса (1823-1995гг.). Вот оно, объяснение! Ответ, как говорится, лежал на поверхности, ну, или почти на поверхности: золотой пласт под дерновым пластом, давший впоследствии имя нашему городу. Собственно, сначала Золотым пластом именовались сами Кочкарские месторождения; потом слово «Золотой» отпало, а название и поселок – Пласт – остались.
После этого открытия я стала задумываться о том, что у нас под ногами. А под ногами у нас наша история. Сталкиваться с ней мне приходилось не раз и при не совсем обычных обстоятельствах.
Когда мне было лет десять, я случайно в ящике стола нашла монету времен Екатерины II. Поделившись находкой с семьей, услышала чудесную историю о том, как мой дедушка нашел эту монету в нашем огороде. Оказалось, у нас старинная денежка провела тоже порядочное время, о ней все позабыли. Такая встреча с историей произвела на меня неизгладимое впечатление. Было решено отдать монету в городской музей, но, к сожалению, находка потерялась так же неожиданно, как нашлась.
А не так давно я узнала о целой коллекции монет, вырытых в собственном огороде при сборе урожая картошки, и просто сохранённых, жителем Кочкаря. В этой коллекции есть копейки 1853, 1858, 1866, 1872, 1876, 1896, 1905, 1937 годов, напоминание о войне в Италии - 100 лей 1943 года, казахстанские тенге и тиын, и другие монеты, такие как десятирублёвки министерств, разных областей и республик, юбилейные и тематические – посвященные Всероссийской переписи населения, 55-летию великой Победы, космическому полету Юрия Гагарина, советские и постсоветские сменившиеся деньги. Всего – больше полутора веков истории, зарытой в уральскую землю.
Только такие небольшие городки, как наш Пласт, имеют свою собственную атмосферу. Прелесть Пласта в спокойствии и гостеприимстве, а ещё в том, что, несмотря на своё изменение и развитие, город не теряет и не забывает свою историю, по-другому здесь и не может быть – ведь он весь ею пронизан. Мы находим осколки времени под ногами, мы видим время вокруг – в лицах и картинах города, но стремимся к достижению своих целей - не стоим на месте, как не замирает над нами небо.
Всё рано или поздно становится историей. Пройдет пара сотен лет, и о нашем настоящем будут читать в школьных учебниках и думать как о времени интересном и недосягаемом. Так пусть наша жизнь – будущая история – станет яркой, интересной и избавленной от непоправимых ошибок.