Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Перестройка

Александра ЯшинаГазета «ЮнГ@»02 декабря 2011
1415

Что будет с будущими школьниками, в том числе с теми, кому выбирать профессию (и, соответственно, курс предметов) придется еще в младшем звене?

- Привет, девчонки. Как вас зовут?
- Меня Оля.
- Настя.
- Я Ангелина.
- Девочки, а кем вы хотите стать?
Ангелина, 3 класс:
- Я рисовать люблю. Наверно, дизайнером буду...
Оля, 3 класс:
- Я тоже рисовать люблю. Хочу художником стать.
Настя, 3 класс:
- А я тоже, наверно, дизайнером... Аэродизайнером... (!) Хотя пока ещё не решила...

Вопрос ребром

Вот так. Всё бы ничего, да решать им придется уже скоро, потому что грядёт ОНА – Реформа Образования. Конечно, и нынешняя школа ставит перед своими учениками этот вопрос, но более мягко, а что самое главное, гораздо позже начальной школы. Планируется, что с 2020-го года Реформа уже полностью вступит в свои права, а значит, нынешних первоклашек в плане решений она коснется совсем чуть-чуть (в основном, к девятому классу уже все определяются со своей дальнейшей профессией), но вот в плане знаний, кажется, ударит по ним, что называется, «из всех орудий». А что будет с будущими школьниками, в том числе с теми, кому выбирать профессию (и, соответственно, курс предметов) придется еще в младшем звене? Тут уж одно из двух: либо детки должны стать ну слишком серьёзными, либо они просто потеряют время и разочаруются в собственном или навязанном им старшими выборе.

Безусловно, в своей жизни каждый и не однажды сталкивается со стоящим ребром вопросом – это, скажем так, обязательное испытание. Но вот стоит ли возлагать такую огромную ответственность за выбор на младших школьников? Вряд ли, если даже вечное «выбор есть всегда» действовать перестаёт, а точным становится «ни шагу назад», ведь отступать некуда. 

Что касается знаний, наверное, каждый осознаёт, что подобная система обучения особенно блестящих результатов не принесёт. Человек просто должен знать материал из всех областей науки, входящих в школьную программу. Поясню на примере: не так давно из списка изучаемых предметов в большинстве школ страны была удалена астрономия. Сейчас особо трудиться не придется – вы легко найдете школьника, который думает, что Солнце вертится вокруг Земли, а не наоборот. Как в средние века. 

Хочу, но не могу

В плюс Реформе ставят то, что она даёт школьникам возможность сосредоточить все силы на нужных предметах, особо не отвлекаясь на остальные. Однако как же конвергентные профессии? Да и потом, как вы представляете себе великого физика, думающего, что пингвины летают? В конце концов, комплексные знания не только дают возможность реализоваться, но и состояться как личность. А где вы видели полноценную личность с такими пробелами в знаниях?

Решить эту проблему предлагается, заплатив за дополнительный предмет. Получается, даже Средняя Общеобразовательная Школа у нас скоро будет почти полностью переведена на коммерческую основу. Вспоминается аналогичный опыт с вузами. Тенденция, прямо скажем, не из приятных: от «учись - не хочу» мы возвращаемся к «хочу – не могу». На Руси ведь тоже учились дети только из состоятельных сословий. В целом же новая система образования напоминает строгое планирование на заводе. Видимо, таким способом мы пытаемся решить проблему дефицита кадров в базовых профессиях. Если же все-таки человек - царь природы, то нужно, чтобы не ситуация меняла нас, а мы ситуацию.

У идеи профилизации сейчас множество сторонников. Но минутку: в нынешней системе образования ту же функцию выполняют профильные классы (с уклоном на иностранный язык, биологию, математику и т.п.) или целые школы-лаборатории. И пусть около половины знаний, полученных в школе, в обычной жизни нам не пригодятся, обучение с уклоном несколько лучше, чем ознакомление с обучением, хотя бы потому, что развивает организованность и ответственность – качества, так необходимые в жизни.

Конечно, нет прогресса без реформ. Но, наверное, это не та реформа, которая даст нам мощный толчок к развитию. А что хотели бы изменить в школе те, кому «изнутри виднее»? Вот мнения школьников:

Аня, 9 класс:
- Мне нравится сегодняшняя школа. Ну, наверное, было бы легче, если бы и у нас была школьная форма.

Что ж, школьная форма сейчас введена почти повсеместно. А вот ещё мнения:
Галя, 9 класс:
- Я думаю, русский язык и алгебра в любом случае должны быть обязательными предметами. А некоторые специальные предметы, если честно, я бы убрала. Просто их слишком много...

Саша, 9 класс:
- Мне кажется, ничего особенно в школе менять не надо. Если только вернуть систему «зачет – незачет» по некоторым предметам, таким как рисование, пение, физкультура. Они ведь не всем удаются, а тройки по ним как-то расстраивают.

Конечно, можно экспериментировать со списком предметов, системой оценки знаний, ещё много с чем. Но не стоит забывать, что иногда устоявшееся – это лучшее. А нам пока нужно просто учиться...

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях