Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

"Идиот из "Преступления и наказания"

Алла ГрошеваГазета «МолодЁжка»09 января 2012
1495

Умным быть модно!


 

         “Что подарить тебе на день рождения?” – этот вопрос задолго до замечательной даты пытались задать все мои подруги. Со страхом вспомнив кучу шкатулочек и копилок, пылящихся на полках с прошлого года, я попросила подарить что-нибудь из классической литературы. Однако вопросов стало ещё больше, оказалось, что кроме Пушкина и Лермонтова, никаких писателей девочки - десятиклассницы не знают…

          По результатам опроса среди старшеклассников  одной из школ, только 5% читают книги. Именно книги, а не глянцевые журналы, не брошюры на тему как добиться успеха в жизни или похудеть. Мне захотелось попытаться разобраться, почему так происходит. Почему в нашей некогда самой читающей стране в мире, победившей в свое время неграмотность, появились целые академии, готовящие журналистов именно для работы в «глянце»? Это стало настолько востребовано, что на сайтах и в рекламных буклетах этих учебных заведений так и указывается: мы готовим специалистов для таких-то  журналов, наши преподаватели – и идет длинный перечень различных «глянцевых» редакторов, журналистов и т.д. Почему это стало востребовано? Почему журналы и брошюрки заменили книги? Как всегда говорила на собраниях директор нашей школы: «Школа несет в себе обучающие функции, а семья - воспитательные». Да, пожалуй,  это объясняет многое. Культура прививается в первую очередь в семье. Любая, и культура чтения в том числе. А в некоторых семьях после знакомства ребенка со сказкой про курочку Рябу -  чтение и заканчивается. И стоят на полках шкатулочки и свиньи-копилки. Да еще необходимая литература из школьной программы, взятая на время в библиотеке. И эти-то книги не читают, просто приносят на уроки – учитель требует! Все пользуются справочниками, хрестоматиями с кратким содержанием» произведений.  Молоденькая сотрудница одного из учреждений на предложение коллег прочесть что-либо наотрез отказывается: «Что вы, я от книжки сразу засыпаю!»

          Почему все забыли о книгах? Действительно, ни у кого из моих знакомых нет  «многоуважаемого книжного шкафа». Наш «многоуважаемый шкаф» я помню с детства. Он пережил два переезда и несколько ремонтов, но по-прежнему является для нас практически членом семьи. О каждой книге, находящейся в нем, мы можем рассказать ее историю: как она появилась на полках, когда и кто прочел, обменяться мнениями. Гости, впервые попадающие в квартиру, тоже проникаются к нему уважением: «Сколько у вас книг!». Мне даже трудно представить, что же такое должно произойти, чтобы он взял да исчез? Я всегда считала, что чтение книг – обычная часть жизни любого человека, но вскоре поняла, что это не так.

«…- Князь Мышкин из «Идиота», а не из «Преступления и наказания»!

     - А я думала, что «Преступление и наказание» и «Идиот» - это одно и то же!»

Примерно такой диалог недавно состоялся между мной и одноклассницей. Никогда не считала себя знатоком классической литературы, но после таких разговоров или вопросов в духе «а откуда ты знаешь всех этих писателей?» или «что ещё за Вальтер Скотт?» порой чувствуешь, что ты, как минимум, филолог. Одновременно возникает и простое недоумение: неужели в доме совсем нет книг? Или родители их старательно прячут, чтобы дети, не дай Бог, не узнали кто такой Вальтер Скотт? Или они считают, что государство в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» ведёт верную политику? «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их». Тогда все сходится!

Было бы не так обидно, если бы взамен классики такие люди читали, например,  книги по истории. Может, тогда и не было бы случая в Челябинском музее почты, когда перед портретом Гитлера на вопрос экскурсовода «кто это ?» дети почти хором ответили: «Почтальон Печкин!».  И это сейчас, когда книжные магазины, допустим, Челябинска практически ничем не отличаются от столичных.  Мы можем прочесть любую книгу,  Булгакова, например, Солженицына или стихи Высоцкого. Мои родители читали их в свое время в тайне, в так называемом, самиздатовском варианте.

       Но все это, конечно же, не означает, что надо уничтожить или ввести запрет на Интернет, где процветают сайты типа «1000 сочинений» или «вся школьная литература на одной странице». Пусть будут,  ведь в нашей стране демократия и каждый сам выбирает, что ему читать и читать ли вообще. Каждый сам выбирает,  как ему развиваться духовно и интеллектуально.

На весенних каникулах я была в Москве. Первым в экскурсионной программе было посещение музея М. А. Булгакова. Ну, конечно,  «нехорошая квартира», граффити на стенах в подъезде, в том числе и знаменитое «рукописи не горят»  - об этом можно написать много. Но вот в книге отзывов в гостиной читаю скромную запись «Спасибо! Теперь я точно прочту «Мастера и Маргариту»! Действительно, спасибо Вам, Михаил Афанасьевич!

      В марте  в  библиотеках нашего города прошла акция: «Умным быть модно!», целью которой являлась популяризация книг, распространение чтения среди школьников. Меньше, чем через месяц,  библиотекари с удивлением и радостью отметили, что теперь  читателей у них стало больше, старшеклассники и  работающая молодежь начали посещать не только дискотеки. Да и читают не одни любовные романы и «необходимую классику».

 

P.S. После каникул ко мне подошёл тот самый мальчик, который не знал кто такой Вальтер Скотт, и попросил почитать «Таинственный остров» Ж. Верна.

А на день рождения я получила в подарок «Лёгкое дыхание» И.А. Бунина.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях