Январь 1932 года был таким же как нынешний, прошлый, позапрошлый — самый обычный январь… Такой же гололед, сугробы вокруг, только уральский мороз покрепче, а блеклое зимнее солнце сияет ярче. 5-го числа в центре Челябинска яблоку негде упасть, звуки оркестра растворяются в громе аплодисментов…
Постукивая колесами о рельсы, важно и чинно «плывет» вниз по улице Цвиллинга виновник торжества — первый челябинский трамвай. Далеко не новенький фанерный вагончик, украшенный неизвестно откуда взявшимися в самый разгар зимы цветами, был настоящим чудом для провинциального городишки, в жизни не видавшего ничего краше дилижанса с дохлой лошаденкой и вечно пьяным кучером. Как по мановению волшебной палочки расползлись во все стороны пары стальных змеек, моментально достигнув самых отдаленных городских окраин. Пройдя окольными путями, уличный поезд, наконец, остановился у проходной ЧТЗ.
За много лет трамвай плотно вошел в жизнь Челябинска, но не смог угнаться за темпами роста мегаполиса. «Электрическая карета» по многим параметрам уступает не только вездесущим желтым газелям, но и таким же экологически чистым, однако более мобильным троллейбусам. Резолюция властей — «нерентабельно», закрыты горизонты новых кварталов, а так же многие старые «обкатанные» маршруты.
Выходит у челябинского трамвая два пути. Первый — оптимистично-утопический. Как в высокоразвитых странах пустить по уже существующим линиям высокоскоростное «наземное метро». Но для этого необходимо полностью изменить развязки, обновить автопарк — сумма для городского бюджета неподъемная. Да и желтая стрелка светофора давно показывает в другую сторону. Лет через 20-30 истечет «срок годности» красных угловатых вагончиков усть-катавского производства. К этому времени в Челябинске должна завершиться «стройка века». Если ничего кардинально не изменится, дедушка трамвай передаст бразды правления своей дальней родственнице — подземке и тихо - мирно канет в Лету где-нибудь в печи передельного завода…