Есть в Копейске такая девочка. От серой массы копейских юнцов ее отличает отнюдь не детская расчетливость, чертовски озорные глаза и пара больших, пылящихся в ее комнате коробок с медалями за призовые места. За свои неполные 15 лет она смогла стать КМС по шахматам и скопить массу впечатлений с различных чемпионатов, соревнований и игр. Поэтому я нашла ее весьма занятной личностью и напросилась к ней в гости. За чашкой кофе и с глазированным сырком в руке, я начала эту вопросную атаку, чтобы узнать, что скрывается за кулисами мира Больших (но юношеских) Шахмат. Впрочем, стоит сказать, что сейчас будет съеживаться под напором моих вопросов КМС и просто очень хороший человек Кротюк Дарья.
- Итак, Дарья. Помнишь ли свою первую шахматную партийку?
- Первую партию? Конечно. Помню, тогда я еще в детсад ходила. Также помню, что жутко долго и с умным видом обдумывала ходы, но в конце концов проиграла.
- У тебя большой игровой опыт. Наверняка наблюдала за поведением соперников. Какие самые забавные проявления волнения ты наблюдала?
- У каждого шахматиста обязательно трясутся ноги. Тот, кто говорит, что его ноги не трясутся, то у того трясутся вдвойне больше. Что уж скрывать, и мои ноги не стоят на месте в особо волнительные моменты.
- И вообще, проявляешь ли эмоции во время партии? Доской противника бьешь? Ферзями кидаешься?
- Нет, в шахматах нужна беспристрастность. Каменное лицо – главное оружие. К тому же не стоит свою слабость сопернику показывать... Однажды даже обманула одного шахматиста: когда у меня на доске было тяжелое положение, я схитрила – сделала вид, будто вот-вот выиграю. Что и следовало ожидать, тот мальчик засомневался в правоте хода, который он в этот момент обдумывал, и сделал неверный шаг. В итоге – победа моя.
- Мой взгляд упал на несметные стопки грамот. А эти медали… их даже больше, чем мне представлялось. В чем же секрет твоего успеха? Небось, талисманами какими балуешься?
- Иногда пользуюсь, да. Например, любимая ручка. Однако есть нелепая особенность – когда ручка перестает приносить удачу, ее выкидывают и заводят новую, так что ни о каких волшебных свойствах таких талисманов не может идти и речи.
- Выходит, мир шахмат слишком жесток и бессердечен по отношению к любимым ручкам…
- Суровая реальность, ничего не поделаешь. Кстати, еще те шахматисты, что помладше убеждены в том, что какая-то определенная их одежда помогает им выигрывать. Однако глупости все это.
- Знаю, ты увлекаешься ушу. Помогает ли это в шахматах? Все-таки шахматист, развитый и умственно, и физически, в наше время редкость.
- Увы, ушу я бросила. Причина – чудовищная нехватка времени. А чему меня научило ушу, так это умению держать эмоции, что в игре немаловажно.
- Но на интернет-то времени у тебя хватать должно. Болеешь ли социальными сетями, как все твои ровесники?
- Стараюсь не злоупотреблять. Но все-таки большинство шахматистов – заядлые «вконтактники», потому как иначе поддерживать связь с коллегами по доске из других городов либо дорого, либо вообще невозможно.
- Даш, а расскажи забавный случай из своей шахматной жизни.
- О, стоит сказать, что такая жизнь, - а особенно всевозможные сборы, – это просто цитадель забавных случаев, что неудивительно: на сборах зачастую живем по 15 человек в комнате. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Вообще в шахматы стоит играть хотя бы затем, чтобы побывать на этих самых сборах.
- Что ж, спасибо за уделенное мне время и этот чудесный кофе с глазированными сырками. Кстати, какие сырки ты предпочитаешь?
- Каждый сырок по-своему великолепен, но мне больше по вкусу клубничный.
…По дороге домой я купила парочку клубничных сырков, чтобы быть столь же умным и приятным собеседником, как Даша.