Путевые заметки
Во время летних каникул мы с папой ездили отдыхать в Молдавию.
В школе нам рассказывали о «Кишиневской ссылке» великого русского поэта, а теперь у меня появилась возможность самой увидеть те места, где он жил, размышлял, творил.
Итак, утром все загрузились в машину. Ура, мы едем в Долну – село в50 километрахот Кишинева. Там находится усадьба помещика Ралли, со старшим сыном которого – Иваном Ралли - Пушкин подружился за время проживания в Кишиневе.
Выезжаем из города. Надо отметить, что вскоре я от души позавидовала жителям республики, ведь дороги в Молдавии – это не наша печально знаменитая М5! Пусть не очень широкие, но ровные, во время пути не попалось ни одной огромной, чадящей дизелем, «экологически чистой» фуры. Нет перевала Уреньга с его знаменитыми зимними заторами из этих фур. Ну, и окружающие пейзажи – полная противоположность нашим лесам и горам! Лес в Молдове называют кодры. Вспомнили? Да, у Софии Ротару есть песня «Кодры Молдовы».
Сразу за городом начинаются виноградники. Кстати, так называемые промышленные виноградники – это совсем не то, что мы привыкли видеть. Они невысокие, располагаются на шпалерах, чтобы убирать урожай было удобно без стремянок и прочих приспособлений. Зелень такого цвета, что и передать трудно: насыщенно-изумрудного.
Часто встречаются колодцы и родники, все ухоженные, у каждого установлено распятие и лампадки.
Дорога до музея-усадьбы пролетела незаметно.
Входим в ворота из некрашеного дерева. Перед нами – ореховая аллея. Вот это да, такого я еще не видела. Кленовая, тополиная, дубовая встречались, а вот ореховая – впервые. Но ведь мы в Молдове! Аллея ведет к двухэтажному дому. На первом – хозяйственные помещения и комнаты прислуги. Второй этаж занимали хозяева и приезжающие гости.
Тяжело открываются старинные, слегка изъеденные древесным жуком, двери. Вдруг так начинает биться сердце, словно за ней нас встречает сам бессарабский генерал Замфир Ралли и его большое семейство. Но, к моему сожалению, в холле ожидала только экскурсовод Аурика.
Входим в дом. Вот бы мне такую «прихожую» домой! Чего тут только нет: и рояль, и портреты, и диваны с креслами, обитые атласом! Наверное, всё это предназначалось для особо уставших гостей – зашли, сели тихонечко и слушают музыку. Да, если холл так поражает своим великолепием, чего же ожидать дальше? В гостиной обстановка ещё шикарнее: мебель чем-то напоминает нам стиль утончённой и изящной роскоши – рококо. Вообще вся усадьба обставлена в духе эклектики, здесь можно увидеть и ампир, и классицизм, и рококо, и элементы барокко, и какие-то традиционные молдавские мотивы, есть даже комната в турецком стиле. Здесь на стене висит шелковый ковер с необычным рисунком. Оказалось, это элементы сражений, происходивших во время русско-турецкой войны.
Наверное, потому и атмосфера здесь какая-то особенная: сразу понимаешь, что не зря светский салон Ралли считался самым изысканным в Молдове, ведь, судя по обстановке дома, он отличался редким вкусом!
В одной из комнат нам показывают музыкальную шкатулку и даже заводят её. Поразительно, но она до сих пор играет! Мелодия нежная-нежная, напоминает ту, далёкую от нас, пушкинскую пору.
В комнате, где отдыхали дамы, расположена изумительная коллекция кукол, принадлежавших дочерям помещика. Возле каждой – табличка с именем красотки. Замечаю, что возле одной фигурки таблички нет, а кукла – сам Александр Сергеевич Пушкин! Да уж, он любил находиться в окружении молодых дам!
В библиотеке множество книг того времени – все восемь детей помещика получили прекрасное по тем временам образование. Пожалуй, и не только по тем временам. Некоторые мои одноклассники и десятую часть того, что есть в этой сельской библиотеке, не прочитали!
Экскурсовод просит обратить внимание на рисунок женской головки – знаменитая Земфира! Не знаю, как другие, но я разочарована. Представляла себе жгучую красавицу, а тут… Да к тому же она носила мужские шаровары и курила трубку. И все же Пушкина и молодую цыганку связывала нежная дружба, они часто гуляли по окрестностям, поэт пытался учить цыганский язык, но чаще всего общались они жестами.
Жених Земфиры очень ревновал, а позже, когда девушка сбежала в соседний табор к очередному воздыхателю, разыскал и убил ее. Пушкин узнал о случившемся через два года, и трагическая судьба его подруги легла в основу поэмы «Цыганы». А в лесу неподалеку от имения есть сейчас еще одно романтическое место – источник Земфиры. В тени деревьев очень хорошо отдыхать в жару, там часто устраивают пикники.
Сад возле дома гостеприимного отставного генерала, конечно же, не сохранился. Плантации роз, ореховые деревья – все это посажено позже. Но вот нас подводят к ничем не примечательной шелковице с толстым узловатым стволом. Оказывается, исследования показали, что это дерево по своему возрасту вполне может быть современником Пушкина. Фотографируемся на память. Сорвать листок не поднялась рука.
На поляне – памятник Александру Сергеевичу. Рядом посажены два кипариса. Молодые, стройные – как он в ту пору. Недалеко, на пригорке беседка. Под ней – большой винный погреб. Ралли был хозяин что надо!
По дороге домой я размышляю, что такие места всегда оставляют след в нашей душе. И будет тебя тянуть вернуться опять, хочется гулять, смотреть, размышлять или не о чем не думать, а просто дышать этим воздухом, видеть то, что видел этот ещё тогда молодой, восторженный человек. Здесь нет пафоса «парадных» музеев, их вычурности. Но есть кое-что другое. Наверное, это и есть след великого Поэта на Земле.