Часто ли титанические усилия нашей школы дают в итоге знатока русской речи? Почему люди не считают зазорным использовать ненормативную лексику, совершать ошибки на письме? А любит ли наша молодежь читать и как она читает? Ответы на эти вопросы, увы, не в пользу великого русского языка и неповторимой русской литературы.
Будем честными и признаем: русский язык для многих школьников остается малопривлекательным и не очень любимым учебным предметом. Самая страшная проблема заключается в использовании русского языка. Давайте незримо поучаствуем в неформальном разговоре среднестатистических учеников. Эллочка-людоедочка отдыхает! По крайней мере, в лексиконе этого персонажа не упоминалась ненормативная лексика. У ее нынешних последователей мат выражает и мысль, и эмоции, и образ.
Давайте разберемся в причинах этой деградации. Их множество. Но одна из них тщательно замалчивается. Я не раз слышала в заявлениях высокопоставленных чиновников о необходимости бережного отношения к русскому языку. Даже год такой специально объявляли – Год русского языка. Но давайте вспомним, что изучение русского языка и литературы сведено к минимуму. В старших классах на изучение родного языка дается один час в неделю! А средства массовой информации? Речь теле- и радиоведущих изобилует жаргонизмами, иностранными словами, от неправильного ударения искажается смысл слов. В печатных СМИ – ошибки грамматические и стилистические. А Интернет, где пользователи общаются словами, искажающими русский язык? Вспомним моду на «превед», «даффай», «я вас лаффки».
И все же возрастает количество патриотов и ценителей родного языка. Среди молодежи проходят конференции о проблемах русского языка и литературы, конкурсы знатоков, олимпиады. Мы, например, готовя материалы для газеты, стараемся придерживаться норм русского литературного языка. Люди старшего поколения все чаще делают замечания молодым за нецензурные выражения. И все же нужно признать, что тенденция к уважению русского языка возрастает слишком медленно.