«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям…» C этих слов начинается спектакль Михаила Филимонова «Повесть о юности и любви», поставленный на сцене челябинского театра драмы имени Наума Орлова.
Обычные слова. Казалось бы, главной герой вспоминает ушедшие годы, своих одноклассников, которые разбрелись кто куда. Но это совсем не так. Ведь последующие слова заставляют зрителей вздрогнуть.
«Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле, и хочу понять. Ведь никто же не хотел умирать, правда? А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть».
И только в этот момент понимаешь, что это не веселая история о первой любви. А нечто большее. Это история о времени тревожного счастья, когда происходило становление характеров и судеб людей военного поколения.
Имя главного героя повести – Жора Ландыс или «Ландыш», как его называют друзья. Именно он вводит зрителя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками, их 10б и учителями, со школой и родителями. Одновременно он как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.
В центре повествования – несколько одноклассников, ведущие обычную счастливую, по-детски наивную жизнь. Но все меняется с появлением в школе нового директора. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а наоборот, провоцирует взросление. Он будто открывает им глаза на мир, который ребята воспринимали только со слов родителей и классной руководительницы – Валентины Андроповны.
А что же ученики? Такие непохожие, с разными идеалами и мечтами. Их объединяет молодость, дружба и вера в светлое завтра. В их 10б появляется новая ученица – Вика Люберецкая. Загадочная и непонятная одноклассницам девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до десятого класса не имела друзей. Вика знакомит своих одноклассников с отцом, которого она считает идеалом и любит до самозабвения. Он, как и директор школы, ставит под сомнение жизненные ориентиры и идеалы учеников. И даже самая ответственная и целеустремленная девочка – Искра Полякова, после разговоров с ним начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать.
– Может, это не истина? – размышляет Искра. – Кто объявляет, что истина – это и есть истина? Ну, кто? Кто? – Старшие, – отвечает ей подруга Зиночка Коваленко. – А старшим – их начальники.
Эти два события и становятся дверью старшеклассников в новый, взрослый мир. Ребята в первый раз влюбляются, сомневаются, дружат, сталкиваются с предательством и потерями. Они вступают в самое трудное и прекрасное время – юность.
Но события, которые происходят в повести так и не дают нашим героям времени на эту прекрасную пору. В их жизнь чередой врываются события, заставившие их повзрослеть, столь неожиданно и рано. А дальше была война…
И только спустя сорок лет тот самый «Ландыш», один из четырех выживших мальчиков 10б, рассказывает нам судьбу своих друзей. Их подвиги, сражения. В голову приходит мысль, но ведь это ребята, так и не успевшие окончить школу. Как можно быть героями в юности? А они были. Каждый из них стал героем, только по-разному.
…Я не раз читала книги, смотрела фильмы и спектакли о войне. Но здесь не смогла сдержать слезы, как и большая часть зала. Хотя мы не видели бомбежек и военных сражений. Трогательная жизнь учеников 10б, которые еще не подозревают о страшной судьбе, уготованной им и всей стране, показывает боль и ужас войны ничуть не меньше. А их тяжелые, искалеченные войной судьбы оставляют глубокий след в сердцах у каждого.