К сожалению, я не застала пионерские времена, но много узнала о нем от своих родителей, бабушек, дедушек. Чтобы лучше познакомиться с пионерской организацией, я решила поговорить с моей учительницей географии Татьяной Николаевной Пургиной.
- Татьяна Николаевна, я знаю, что вы работали пионервожатой. Расскажите, пожалуйста, как вы начинали?
- Это было в девятом классе, во время учебной практики в городском пионерском лагере. Меня заметили преподаватели, так как у меня был лучший отряд, дети всегда окружали меня. Оказывается, у меня получалось ладить с ребятами. После школы я провалила поступление в институт, и мне позвонила директор нашей школы, предложив стать вожатой. И я 4 сентября 1973 года приступила к работе в качестве старшей пионервожатой школы 30. При этом училась заочно на факультете географии в педагогическом институте. А позже перешла в школу 38, где стала преподавать географию и одновременно была пионервожатой.
- Что интересного было в этой работе?
-Старшие вожатые обитали в пионерской комнате, в которой хранились все атрибуты: горны, барабаны, отрядные флажки, знамена дружин… Каждую перемену сюда заходили ребята: кто отдохнуть, кто побарабанить, кто-то готовился к отрядным сборам, а кому-то надо было просто излить душу, у кого какая неудача. Пионерская комната становилась центром для детей, поэтому нам некогда было скучать. На протяжении всего учебного года пионеры постоянно были чем-то заняты, свободного времени просто не находилось! Мы организовывали для ребят туристические выезды и походы, а также устраивали тренировки, на которых учились, как завязывать узлы, ориентироваться на местности. На лето все выезжали в загородные лагеря. Ребята с удовольствием пели пионерские песни. А они, как известно бодрые, веселые. Мы устраивали шумные концерты духовых оркестров, конкурсы инсценированных песен, карнавалы. Ну и, конечно же, костер! Работа пионервожатой – сложная, но интересная.
- А где вы набирались опыта? Проводились какие-то курсы?
- В Доме пионеров для старших вожатых проводилось еженедельное обучение: как проводить перемены, как организовать неделю октябренка, как путешествовать по стране пионерии. Нам преподавали это, как науку, нас тренировали, мы сдавали зачеты, проводили и участвовали в мероприятиях. Дело было поставлено серьезно.
Я за то, чтобы снова появились пионерские отряды, но уже в другом качестве. Не обязательно, чтобы это была пионерская организация. Это может быть, например, скаутское движение. Но нужны кадры, специально обученные руководители, занимающиеся с детьми. Нужна поддержка администрации города, руководящих партий. Такие акции, как, например, сдача макулатуры и сбор металлолома, можно проводить и сегодня.