Утро. Первая радость – десятому классу ко второму уроку. Все в школе уже сидят за партами, а мы только просыпаемся. Люблю среду! В школе всё как обычно. Первый урок – история. Ничего не подозревая, мы дождались учителя, заходим в кабинет, и тут…
Нам объявляют, что сегодня на уроке состоится суд. Да ещё какой – над самим Иваном Грозным! Ступор. Мы, конечно, знали, что Елена Александровна Лоскутова необычный учитель истории. Она часто организует на уроках дебаты – мы делимся на две группы и высказываем своё согласие или несогласие с поступком некой исторической личности, подтверждая мнение историческими фактами. Ещё мы создаём на уроке творческие проекты. Но суда никак не ожидали! Елена Александровна раздала сценарий.
Мне досталась роль судьи (да, руководить я люблю!) В роли адвоката – Александр Кузнецов, прокурора – Александра Волкова, свидетеля со стороны защиты, Малюты Скуратова – Андрей Макаров, свидетеля со стороны обвинения, Митрополита Макария – Елена Чиж. Самая сложная роль Ивана Грозного досталась Роману Яруллину. Остальные ученики десятого класса исполняли роль присяжных.
Начался судебный процесс. Вести его предстояло мне. Помогло то, что по телевизору я раньше иногда смотрела передачу «Суд присяжных». Первым делом выслушали прокурора, затем адвоката. Наконец, очередь дошла и до подсудимого. Речь его была длинной и витиеватой, написанной языком того времени. Было немного сложно слушать и понимать смысл (как раньше так говорили?)
Мы многое узнали о детстве Ивана IV, в его речи обнаружились причины всех жестоких поступков и разорения страны. Заслушали показания свидетелей защиты и обвинения, присяжные высказали достаточно аргументов в защиту царя. Но не смог десятый класс простить предпоследнему из Рюриковичей многочисленные убийства и издевательства. Вердикт: Иван Грозный виновен в убийствах, разорении страны и массовом деспотизме. Но за проведённые им реформы, поднятие мирового статуса государства Российского и окончательное освобождение от ордынского ига он заслуживает снисхождения.
За сорок пять минут мы окунулись в XVI век, узнали много интересных, не известных раньше фактов и сведений. Думаю, такие неформальные уроки обязательно должны быть в плане каждого учителя. Ведь с ними любой школьный предмет становится интереснее и увлекательнее.