Так, что же такое патриотизм?
Написать материал на эту тему я хотела давно, и даже сделала несколько набросков. Однако они так и остались в блокноте «до востребования», и сейчас, узнав тему для домашнего задания, нашла свои записи.
Как появилась идея сделать материал? Однажды на одном из многочисленных молодёжных форумов я увидела тему «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» Первые пару минут я усиленно пыталась уловить связь между словами «патриот» и «выгода». Вскоре поняла, что занятие это бессмысленное, и решила почитать тему. Все, кто ответил, утверждали, что патриотом быть очень выгодно: любовь к Родине вдохновляет тебя на подвиги, ты чувствуешь, что за тобой вся страна, твои усилия не будут напрасны и т. д. Вроде бы правильные слова, но причём тут выгода? Родина ведь не платит тебе гонорар за усилия во имя её блага.
Кроме непосредственных ответов на вопрос нашлось и немало рассуждений на тему «Что такое патриотизм?» Интересно, что многие люди путают патриотизм либо с воинской обязанностью, либо с национализмом.
Давайте попробуем разобраться. Воинская обязанность - обязанность каждого мужчины отслужить в армии, чтобы в необходимом случае суметь защитить свою страну. Национализм – целая идеология и направление в политике, главным принципом которого является приоритетность о ценности нации. Национализм отличается, к тому же, множеством течений, которые порой противоречат друг другу. Часто его путают с нацизмом, фашизмом и этнонационализмом (под которым подразумеваются и шовинизм, и ксенофобия, и другие виды крайнего национализма).
О любви к Родине в нашей семье много не говорят, пожалуй, говорят мало. Но вот о некоторых семейных традициях я хочу рассказать.
Мой прадед, Павел Прокопьевич Моисеев, был призван на фронт в первые дни войны, как говорится сейчас, в далёком 41-ом. Его жена, моя прабабушка Антонина Ивановна, как только немцы заняли Витебск, оставила на хуторе у тётки двух крошечных дочек и ушла в партизаны. 20-летняя женщина не рассуждала тогда о патриотизме. Она просто сделала, что могла, для своей страны.
Им повезло. Семья воссоединилась в 1947 году, когда прадед вернулся из Манчжурии. Построили новый дом, дети вновь привыкали к родителям. Каждый год в августе ездили они всей семьей на место старого хутора Вышидки. Там, посреди леса, стоит обелиск погибшим партизанам. Они давно перезахоронены на городском братском кладбище, а за памятником в лесу до сих пор ухаживают. Кто? Все. Люди приезжают, привозят цветы, красят обелиск и ограду.
На это же место приезжают внуки и правнуки Моисеевых. Впервые я попала в эти места в 12 лет. Недалеко от памятника увидела странные площадки из бревен. На мой вопрос, что это такое, бабушка ответила: «Здесь карательные машины стояли. Нас искали. Выходили цепью и лес прочёсывали». Я насчитала восемь площадок. Как много! И как будто та война вдруг коснулась нас всех. Знаете, такие вещи стоят дороже всех классных часов о Великой Отечественной войне, проведённых в школе. И я точно не стану посетителем форума, о котором писала выше.
Возможно, многие скажут, что время было другое, о необходимости служения Родине говорили повсюду, а потому люди особо и не рассуждали, а делали, шли на жертвы ради блага страны. Взять хотя бы мою прабабушку, ведь она понимала, что может никогда не увидеть своих детей. Но уж точно никто не заставлял её срывать лучшие цветы из своего сада, чтобы отвезти их к лесной могиле.
Что же получается? Необходимо вновь устроить такую мощную пропаганду? Только не будет ли это полным абсурдом – пропагандировать любовь и уважение к собственной стране? Неужели это не заложено в нас с рождения? Думаю, что проблема совершенно в другом. Почему-то немодно в наше время гордиться своей страной, кроме того, если ты скажешь, что любишь Родину, то тебя будут считать странным, глуповатым идеалистом, и…фашистом! Мол, за что же любить Россию? Ни новых военных побед, а ещё - неудачные выступления на олимпиадах, силиконовой долины у нас нет, и того нет, и этого нет… В общем, собираем чемоданы и «сваливаем из Рашки»!
Видимо, тех, кто так думает, не возили к лесному обелиску, они не читали записи в тетрадках, оставшиеся от моего прадеда. Впрочем, у каждого из них был свой прадед. И, может быть где-то лежат и его тетрадки, где он рассказывает, как было там, на войне. И для чего это было. Просто они эти тетрадки не читали. Вот и не научились любить. Просто любить свой дом, семью, страну.
«Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, - за стогами», - говорил старый бакенщик Паустовского. И за полями, и возле дома, и в нашем сердце. А ещё она с нами. И с теми, кто ей предан, и даже с теми, кто мечтает променять на другую, где лучше встречают, кормят, платят. Что мы сделаем для неё? Время покажет.