«Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг. Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки. Да, вот она, Ярмарка Тщеславия; место нельзя сказать чтобы, назидательное, да уж не слишком небелое, несмотря на царящий вокруг шум и гам».
Этими словами Кукольник, он же автор Уильям Теккерей, начинает свое лучшее произведение – «Ярмарку тщеславия». Это первый роман Теккерея, который он подписал своим настоящим именем (до этого он подписывался по-разному, например, одним из знаменитых его псевдонимов был Желтоплюш – герой одной из новелл). Почему? Наверняка, чувствовал, что «Ярмарка» станет шедевром.
Это роман без героя. Ведь при его прочтении сложно однозначно одарить своей симпатией хотя бы одного персонажа. Но когда, наконец, привыкаешь к безнравственности, пошлости или глупости героев, начинаешь просто наслаждаться их незатейливой светской кутерьмой и даже обнаруживаешь в некоторых светлые стороны. Вы спросите, почему Теккерей рисует только людей порочных или, по меньшей мере, эгоистических? Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он ярче проповедует положительные идеалы.
Две ведущие героини романа, Бекки Шарп и Эмилия Седли, – это совершенно разные стороны жизни, обе они выросли в пансионе, в одинаковых условиях, но в итоге их жизнь развивается противоположно. Характер центральной героини (мне кажется, это место смело можно отдать Бекки Шарп, так как Эмилия на протяжении романа хоть и вызывает больше симпатий, всего лишь оттеняет Бекки), описан с помощью сравнения с зеркалом:
«Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь – и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим веселым, милым товарищем; а потому пусть молодые люди выбирают, что им больше по вкусу».
Так она и жила, не имея ничего, но добиваясь всего, чего она считала себя достойной. Но опять же за счет окружающих, не считаясь с их интересами. Ведь каждый новый персонаж в ее жизни – всего лишь очередная ступень на лестнице собственного успеха. А разве вы не встречали подобных людей?
«Быть может, задумывалась она и над тем, что таков обычный удел людей – не иметь ни одного истинного друга, если сам никого не любишь».
Необходимо сказать, что Теккерей не щадит никого. Ни один из героев его романа не идеален. Бекки – интриганка, Родон – подкаблучник (хотя, к слову, мне он импонирует больше всего), Осборн – ветренник, Эмилия – дурочка, влюбленная в мечту, но не лишенная женского тщеславия, а Доббин – труслив и нерешителен.
В этом прелесть «Ярмарки Тщеславия» с ее порой ироничными, но всегда реалистичными описаниями человека и его жизни. Несколько раз на протяжении чтения думала «Это же точь-в-точь мой знакомый». Время бежит, все вокруг меняется, да только человеческие пороки остаются неизменными.
Но больше всего, конечно, достается самой Ярмарке тщеславия, ведь именно она диктует правила игры, которым приходится подчиняться всем персонажам, именно она коверкает их жизни и строит под себя.
Но ведь и в современном мире часто поступки человека диктуются не его желаниями, а общественным мнением. Мы добиваемся успеха в обществе, но забываем обрести счастье. Это ли не главная ошибка?
«Завтра успех или неудача не будут значить ничего; взойдет солнце, и все люди пойдут, как обычно, работать или развлекаться, а я буду далеко от всех этих треволнений!»