Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Игра в людей

Мракобес. Газета в газетеГазета «Переменка»24 января 2013
1515

В нашем лицее в отсутствии главного редактора журналисты газеты "Переменка" выпустили в свет свое отдельное издание - газету "Мракобес". Со статьями из нее мы и хотим вас познакомить.

 

«Я понял, в чём ваша проблема:

вы слишком серьёзны.

Умное лицо – это ещё

не признак ума, господа»

х/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

 

«Вот человек рождается на свет. Рождается ещё одна мечта...» (х/ф «Не бойся, я с тобой!») Некая восточная легенда гласит, что к детям стоит прислушиваться. Они приходят от Бога, несут его знания нам, заплутавшим, оглохшим, очерствевшим. Господь, видимо, пошутил, когда дал детям голос, и не дал взрослым слуха. Вспомните, каждый был ребёнком. Живым, наивным, нежным ребёнком, который однажды вдруг из интимного, чуткого семейного круга очутился среди безразличных, унылых личин. Среди постаревших детей.

Что происходит с душой и разумом в мире, где царит формальный подход? Забавный пример: на подготовке к олимпиаде мы разбирали довольно несложный вопрос, и когда нашли-таки ответ, преподаватель заметила, что вопрос этот она задаёт шестиклассникам и второкурсникам. Да, те, что помладше, справляются быстрее... Мы тупеем, закостеневаем, в нас вкладывают знания, а мы деградируем. Парадокс? Или просто брешь массового образования неимоверно расползлась до незалатываемых размеров?

С конвейера нас спускают через ЕГЭ, проходящий в форме «угадай, что в матрице». Где же творческой детской натуре разгуляться? Её форматируют, забивают и заколачивают, оставляя дрессированную, угадывающую всякие капризы оболочку. «Мне есть, о чём говорить», - сказал один хороший человек по поводу «добавочного времени» (платного часа) на подготовку к экзамену, имея в виду потаённые закоулки мировой культурной кладовой, НО ЕГЭ этих знаний не предусматривает. Глупые, гораздо важнее, какого цвета было платье на Элен во время шестого тура вальса на третьем с конца балу. Заставить всех писать один и тот же тест легче, чем проводить индивидуальные экзамены. Исчезли люди, которые чем-то интересуются, имеют собственное мнение, сохранились выпускники, которые должны знать форму и следовать ей.

Всех тошнит, всем не нравится – и все готовятся к ЕГЭ. Помните женскую народную забаву: сама придумала – сама обиделась. Для человечества можно сформулировать так: со скуки сочинили проблему – сами мучаемся и ропщем. А зиждется всё на взаимной лжи – искусственном уважении.

2. Субординация - это презабавная игра. Система чинов, свод правил... Один мнит себя королём, другой изображает фрейлину. Первый приказывает, второй перекладывает на третьего, беспрекословно подчиняющегося. Слова и жесты наряжены в шёлк мнимого уважения к чину и статусу. У профессиональных игроков хорошо отлаженный механизм блестит и переливается, словно стеклянный «Интеграл». Но едва выходит носитель любезнейшей улыбки из высокого кабинета, как на лице его изображается гримаса ненависти, презрения. Вот и проступает сквозь маску человек, которому осточертела  лжеточащая  игра.

Кто придумал строить пирамиды из людей? Можно делать дома из брёвен, камней, цемента, но не из лягушек, коров и людей – они живые. Так почему мы возомнили себя кирпичами и шестернями системы? Неужели ни единой души, ни одного живого существа? А ведь и правда – давно ли жалуемся мы на затхлый запах общества? Прогнила уж мертвечинка, из которой построили дом, разлагаются человеческие души... Из трупов можно строить баррикады – на подступах к Москве.

Куда исчезла ты, простая человечность? Как позволила уважению смениться подхалимством? Извне навязанная нужда из страха пресмыкаться поглотила искреннюю, душевную потребность любить людей и потому не хамить, не издеваться. Из любви – не из страха.

Субординация позволит доносить исподтишка, позволит ночами процветать вандализму. Уважение – нет. Тепло, человеческое тепло важнее и нужнее, чем скотское подчинение.

3. Но сохранивший свободную душу, живую и искреннюю, человек не сможет молча подчиняться тому, кого не ставит ни во что, самодуру, эгоисту. Это минус для системы: в королях-то кто? А для человечества, может быть, не дурно было бы присутствие тепла во взаимоотношениях.

Дети кипят от негодования, хотят что-то изменить, но глохнут от криков «Ради бога! Ничего не трогайте!» - словно в музее. Перегорают, гаснут, вянут, умирают, не успев родиться. Пустобрешны рассуждения на уроках литературы о том, что душа в человеке – святое, что она – сокровище и богатство. Ещё не покинув кабинет, мы забываем эти истины, ведь мир вокруг существует иначе. Вырастающие в душном кошмаре маскарада дети с каждым поколением бездушнее.

И вот мы – несчастны. И вот мы – эмоционально глухи. Или попросту – равнодушны.

 

Только ведь никто не хотел такой жизни,

Никто не помнит, как она стала такой.

И что же стало с нашей детской мечтой?

 

4. На ум приходит «1984» Оруэлла или суровая советская реальность (СССР), особенно годов так 30-40-х. Большевики – гадкие люди, готовы были говорить, что угодно, и видеть всё, кроме действительности, да ещё и верить в это. У нас есть пятилетний план. Подгоним статистику так, чтобы якобы выполнить его за 4 с хвостиком года. Если всё так хорошо шло, почему же как началась, так и кончилась советская эпоха разорением и бандитизмом? Потому что ловко подстроенной иллюзии не на чем держаться. Лопнула. И так было со всеми.

Не после развала, не после революции, не после Петра, не после крещения сие началось. Исстари. Природа наша человеческая такова.

В Древнем Египте существовала легенда, что после смерти сердце человека в загробном мире взвешивают на весах Осириса, сравнивая с птичьим пером. Если сердце оказывалось тяжелее – грешника пожирало страшное чудовище Амт. Мораль в том, что жить нужно с лёгким сердцем, не отягощая его злобой, завистью, преступлениями. На более поздних рисунках рядом с чашей появляется богиня Маат, «облегчавшая» сердце, придерживая весы. Фигурку этого божества можно было при жизни приобрести у жрецов: чем больше – тем легче твоё сердце. Теперь, когда сердце можно было облегчить за деньги, жить с чистой душой стало не обязательно. Напоминает средневековую индульгенцию.

Вечная подмена ценностей. Люди – ленивы и властны, и, как и всё на свете, выбирают путь наименьшего сопротивления. Обмануть – проще. Деньги – и ты безгрешен. Но за всё в этой жизни нужно платить. И не крашеной целлюлозой, а собой, своей судьбой, душой, молодостью, красотой, силой... И мы платим.

...И снова блеск, фетиш, поклоны, шуршание и равнодушие... Но живуча ты, детская, требующая чистоты душа.

 

...дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное. <...> У тебя внутри твой скелет. <...> Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри.

Герасимов. Нежный возраст

Саша Демина, 11е

 

 

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях