Театральное искусство требует обзора.
Человек без искусства подобен механизму без смазки: искусство, проникая во все системы, помогает личности работать слаженно и гармонично. Как писал Карл Маркс: «Бытие определяет сознание», и если в вашей жизни есть место искусству и, что называют, «культурному отдыху», стоит ли говорить, что ваше сознание когда-либо остановится и заржавеет без дела? Конечно, не стоит. Ведь задача любого искусства – помочь человеку задуматься о чём-либо, помочь ему осмыслить новые, волнующие вещи.
Отдельно от всех проявлений культуры в искусстве стоит театр. Этот органический синтез музыки, живописи, танца и десятка других видов творчества, не только не потерял индивидуальность, но и приобрёл свои, неповторимые, черты. Недаром, когда говорят о культурном отдыхе, в первую очередь имеют ввиду поход в театр.
14 марта все жители нашего города могла приобщиться к высокому, придя на премьеру спектакля «Последняя электричка». Отыгранный воспитанниками Молодёжной Студии Усть-Катавского Народного Театра этот спектакль является дебютным для многих актёров, ни один из которых ещё не окончил школу.
Рассказывать весь сюжет не имеет смысла: те, кто видел его, знают, а тем, кто не видел, не стоит портить удовольствие от просмотра. Следует лишь обрисовать общие детали: компания молодых людей уезжает на загородную дачу, где и разворачивается всё действие. Когда металл человеческих страстей раскалится до бела, остаётся только один выход: сесть на последнюю электричку и больше никогда не возвращаться. Успеют ли герои убраться из сотворённого ими ада - главный вопрос, отражённый в названии спектакля.
Главный, но отнюдь не единственный. В спектакле раскрыты многие аспекты и проблемы подростковой жизни: дружба и ревность, любовь и секс, извечный конфликт родителей и детей. Спектакль помогает зрителям или заново вернуться в свою юность, или задуматься о том, как бы они разрешили эту проблему, что бы они предприняли, как бы поступили на месте героев. В этом и есть главная задача искусства: позволить человеку взглянуть на обыденные вещи под новыми углами. Ведь столько таких разношёрстных компаний гуляет по улицам? А сколько вы знаете лично? У каждой из них своя история, свои секреты, свои темы для разговора. Каждая из них уникальна и одновременно олицетворяет всё подростковое общество, все те вопросы, которые его волнуют. И если хоть один зритель задумался об этих вопросах, значит – спектакль прошёл не зря.
Но нельзя говорить о спектакле и не сказать об актёрах. По-мнению режиссёра, Валентины Михеевой, все актёры выступили более, чем достойно. С мнением режиссёра согласны все без исключения работники Дворца Культуры и многие зрители. Не хотелось бы выделять из слаженной команды молодых актёров кого-то особенно, но одна актриса уже выделилась тем, что ей пришлось играть очень взрослую роль беспринципной женщины.
Молодая актриса, Анна Исаева, согласилась ответить на пару моих вопросов:
- Ты в первый раз в такой серьёзной роли – не страшно было? – этот вопрос извечен для всех актёров.
- Конечно, было страшно, но совсем чуть-чуть. Главная трудность – возраст: нужно было показать этакую властную женщину, показать эмоции. Вот и боялась – а вдруг не получится?..
Я понимаю, что нужно ободрить человека:
- Но ты справилась! Как думаешь, что тебе помогло?
- Друзья, конечно! В таком коллективе, где каждый поддержит, очень здорово и удобно работать. И Валентина Егоровна постоянно напоминала: «Держи осанку! Нужна властность! Командуй!». Сначала было жутко непривычно и неудобно орать на друзей. Ну а потом - втянулась. Просто представила, настроилась.
На этих словах трудно сдержать улыбку, но следующий вопрос подразумевает серьёзность:
- Каждый спектакль что-то даёт актёру, а что этот дал тебе?
- Для меня это маленькая победа над собой, следующий шаг развития мои актёрских способностей. За это я безмерно благодарна Валентине Егоровне, потому что она из нас, таких неопытных, делает актёров.
На этих словах, быстро попрощавшись, Анна уходит куда-то по своим делам. Вот такие они, актрисы театра, - вечно заняты чем-то.
В заключенье хочется сказать, что «Последнюю электричку» стоит смотреть, и что стоит призывать всех людей посещать театр как можно чаще.