Всю свою школьную жизнь я наивно полагала, что ЕГЭ гораздо сложнее ГИА, но увидев лишь творческую часть ГИА-2013, я всерьез задумалась о том, что из них все-таки сложнее: сдать экзамен после девятого класса или после одиннадцатого?
Творческая часть государственной итоговой аттестации состоит из 36 тем для сочинений, и все бы ничего, но вместо известных вопросов из произведений – цитаты лингвистов А.А. Потебни, Л.В. Успенского, А.А. Реформатского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.И. Постниковой и других. Из всего перечня фамилий я знакома лишь с творчеством Салтыкова-Щедрина, в частности с его рассказами, но не с грамматикой. Остальные фамилии я первый раз слышу, что уж и говорить об их творчестве и мнении о значении языка, тем не менее приведены именно их цитаты. Современная молодежь, в данном случае девятиклассники, знакомы с классическими произведениями, но с лингвистическими текстами по грамматике русского языка вряд ли. Так стоит ли предлагать детям задания гораздо более высокого уровня, чем изучаются в школе? Не каждый девятиклассник сможет «выжать» развернутое сочинение, к примеру, на следующую цитату: «Сходство между условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего.», или на такую: «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Если уже в этом году будут использоваться такие задания, то что же будет лет через пять? Простым троечникам не останется места в школе? В девятом классе будут экзамены на уровне университета? С каждым годом задания все больше усложняются, скоро ученикам средней успеваемости будет трудно окончить школу, если уже, к примеру, олимпиада за четвертый класс по литературе включает в себя глубокое знание истории! А ведь это только начальная школа.
Прокомментировать ситуацию согласилась учитель, выпускающий в этом году девятый класс, И.А. Маликова.
– Ирина Анатольевна, вы уже видели творческую часть задания на ГИА-2013? Как думаете, каждому ли девятикласснику по силам задания такого рода?
– Да, видела. Думаю, что не каждому.
– Как вы считаете, темы сочинений слишком сложные или вполне допустимые?
– Сложные, конечно, но не все. Есть среди них адекватные, интересные, а есть такие, в которых тяжело поймать главную мысль даже взрослому человеку.
– Творческие задания подобного рода учат школьников размышлять или ставят в тупик?
– Без сомнения, учат размышлять.
– Успеете ли вы подготовить своих учеников за оставшиеся два месяца к такому непростому испытанию?
– Сочинения мы пишем не первый год. В заданиях прошлого года тоже было много грамматики, но вопросы были проще, чем сейчас.
– Лингвисты, которые составляют подобные задания, наверняка не знают реальной обстановки в школе. Что же заставляет их предлагать такие темы школьникам?
– Действительно, создается ощущение, что эти темы готовили для выпускников лицея, но никак не для школьников. Те, кто подготовили их, наверняка сами преподают в учебных заведениях.
– Дайте совет: как подготовиться к творческой части ГИА-2013?
– Нужно читать больше литературы, художественных книг. Принцип заданий один: грамматика и лексика, главное, надо уметь развить мысль в правильном направлении.
В общем, чтобы справиться с такими сочинениями, нужно быть любознательным, развивать мышление, иметь неплохие познания по грамматике русского языка и быть везучим! А пока что в споре по сложности экзамена на первом месте ГИА…