Уже несколько лет подряд в городах-участниках проекта «Школа Росатома» проходят различные конкурсы для молодежи, которые, как говорят руководители проекта, не только занимательны и полезны, но и неординарны по своей структуре.
Наш родной Озерск тоже входит в состав этих городов. И ребята с интересными, необычными идеями с радостью участвуют в конкурсах. Я встретилась с Ольгой Федоровной Титченко, муниципальным координатором проекта «Школы Росатома», и Натальей Игоревной Перетти, методистом информационно-методического отдела школы 25.
Мировые стандарты
Глобальная цель проекта – обеспечить конкурентоспособный по мировым требованиям уровень образования детям, которые получают образование в городах-участниках проекта. «Под мировыми стандартами подразумевается умение самостоятельно работать, мыслить эвристически, то есть нестандартно, нешаблонно, генерировать идеи, - говорит Наталья Игоревна Перетти. - Именно этому учат те формы, которые предлагает проект - не повторять за учителем, а придумывать что-то свое, отвечая на тот проблемный вопрос, который учитель тебе задает, используя книги, интернет, что-то разрабатывать самостоятельно, что-то придумывать».
В чем же состоит отличие процесса обучения «Школы Росатома» и школьников обычных школ?
Во времена СССР использовался репродуктивный способ обучения, он и остался у нас с тех времен: предоставляли нечто готовое, что ученик должен был переработать, повторить, вызубрить. «Школа Росатома» вышла на другой уровень: ученик самостоятельно ищет ответ для решения какого-либо вопроса или проблемы. При этом ему дается алгоритм действий, его обеспечивают информационными ресурсами, но готового ответа не предоставляют.
Время от времени в международном сообществе проводятся тестирования обычных школьников. Как правило, результаты отличаются от той системы, к которой мы привыкли. Они показывают, что наши школьники отстают от западных. А происходит это, потому что учителя дают академические знания, а не умение ими пользоваться. Даже в экономическом развитии России можно пронаблюдать такой эффект: много изобретателей, но крайне мало внедрений этих изобретений в производство. Почему наши лучшие ученые уезжают за рубеж? Потому что внедрить свои идеи в России они не могут, не умеют донести их до пользователя.
Ольга Федоровна говорит: «Нам не хватает метапредметных знаний: умения говорить, объяснить идею, организовать команду, умения зажечь своей идеей, представить свой проект, искать информацию. Это и заложено в конкурсах проекта «Школа Росатома».
О конкурсе, участниках, их идеях и наградах для победителей
1 марта прошел конкурс веб-квестов в Озерске, в нем приняли участие 18 человек. Из десяти первых мест - шесть озерских. Руководители хвалят ребят, говорят, что они очень достойныеи и сейчас участвуют в доугих конкурсах. В Удомле – «Озерская считалочка» покорила всех. Из Северска пишут, что Паша Бурмак понравился, как лидер команды. А Артем Тухватулин участвовал в конкурсе проектов в Железногорске. Наталья Игоревна рассказывает: «Мы предложили на конкурс идею разработки проектов с использованием ресурсов интернета. В самом начале квеста задавался вопрос, предлагались роли для участников. В процессе поиска ответов вопрос рассматривался с различных сторон. В результате получился новый продукт. Сравнивать работы ребят очень сложно. Кто-то выиграл в глубине подачи материала, кто-то в дизайне, кто-то в оригинальности сценариев - у каждой работы была своя особенность, стиль, почерк. Есть даже видеоролик, созданный по итогам конкурса. Мы сами впервые столкнулись с такой формой выполнения заданий. Я сама руководила одной из работ. Хотелось узнать, насколько сложна задача, которую я предложила сделать другим. Оказалось, что задача это необъятна. Созданные квесты можно расширять и объединять. Они являются прекрасным учебным модулем, который можно встраивать в любое интерактивное учебное пособие».
Судило два вида жюри. Взрослое – серьезное, состояло из педагогов, ученых, представителей производства. Было и ученическое жюри, состоявшее из десяти нынешних озерских выпускников – призеров и победителей олимпиад регионального уровня. Взрослые за 1 место дарили планшеты Аpple Ipad mini, за 2 место– pocket books, за 3 место – винчестеры. Ученическое жюри дарило плееры Аpple. Ольга Федоровна добавила, что авторам работ по физике также вручались специальные пособия. А специальный подарок - путевка в «Орленок», счастливыми обладателями которых стали два озерских школьника.
О популярности проекта
Наталья Игоревна: «Подозреваю, что все больше детей начинают интересоваться нашим проектом, хотя статистику я не видела. Но хочется отметить, что, чем старше становится проект, тем сложнее становятся и сами задания».
Раньше задания предлагались, составленные на базе знаний школьного уровня. Сейчас это задания 2-3 курса институтов.
Обычно проводится 22 конкурса в год, в этом году запланировали только 15. Применительно к конкурсу в Озерске , в 2014 году участников было меньше, чем в 2013. Раньше ребята начальной школы и старшего детсадовского возраста принимали участие в конкурсе, и у них задания соответственно были проще. В этом году сложность вопросов возросла, поэтому остались ребята постарше.
Ольга Федоровна: «У нас есть дети, которые участвуют не первый год и не в одном конкурсе. Паша Бурмак третий год подряд принимает участие в конкурсах и в этом году второй раз поедет в детский лагерь «Орленок». Настя Шевченко в апреле поедет на еще один на конкурс. Ребята, которые начали участвовать в проекте, не покидают его.
О тематике и сложности конкурсов проекта
Тематика конкурсов разнообразна. Есть конкурс видеороликов, он требует больших навыков от участников. Например, владение видеомонтажными программами, русским языком и литературным даром, чтобы грамотно написать сценарий. Конкурс веб квестов требует быть активным пользователем разных компьютерных программ и человеком, который может подобрать платформу, сайт, на котором можно выложить получившийся материал. Конкурс виртуальных экспериментов по физике проходит в Сарове. Здесь нужно знать не только физику, но и разнообразные компьютерные программы".
Наталья Игоревна добавила: «Я думаю, у кого есть жажда познаний, амбиции, определенная подготовка, те ребята и участвуют в конкурсах. Без идеи, знания проектной технологии участвовать нет смысла. Просто так попасть на конкурс сложно».
Учеба прошла, конкурсы и смены в лагере закончились и ребенок решает, куда ему пойти учиться. О помощи, которую может оказать корпорация «Росатом» при поступлении в вуз. Автоматом поставят 100 балов в ЕГЭ победителям конкурсов?
Ольга Федоровна прокомментировала ответ на заданный вопрос: «Официально корпорация «Росатом» не может помочь с зачислением в вуз. Поставленные 100 баллов в ЕГЭ участие в конкурсах не принесет. Для этого существуют лицензированные олимпиады. Наши конкурсы не являются таковыми.
Но одна из главных задач «Школы Росатома» - профориентация. Не напрасно дают школьникам гранты для проведения мероприятий. Студенты МИФИ каждый год приезжают в «Орленок», где они проводят специальные олимпиады. МИФИ видит желанными участников и победителей проекта.
О работе с педагогами
Не только конкурсы, но и специальные курсы проводятся для учителей. 1 апреля шесть учителей города проходили специальные онлайн курсы по повышению квалификации. Существует шесть конкурсов для педагогов городов участников. В прошлом году в Озерске было два победителя".
Сама Наталья Игоревна является автором трех проектов. Было интересно узнать, тяжело ли ей творить?
Наталья Игоревна: «Это интересно и, конечно же, тяжело. Тяжело устраивать организационные моменты, а разработка и творческий процесс протекают с удовольствие".
Проект «Школа Росатома» появился относительно недавно, но становится все популярнее. Он предоставляет огромное количество возможностей для молодых и талантливых ребят. Так что если у вас есть необычные идеи, вы хорошо понимаете точные науки и хотите расширить свои знания, научиться чему-то новому, попробовать себя в коллективной работе, смело участвуйте в конкурсах проекта «Школа Росатома».