Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Биография тряпичной куклы.

Света КотоваСтраница «ПиФ» газеты «Жизнь района»25 февраля 2015
1290

Памяти моей бабушки Тамары Ивановны Веселовой

Когда я захожу в магазины, где продаются игрушки, то всегда вспоминаю рассказы моей бабушки о ее военном детстве, о голоде, холоде, лишениях и постоянной тревоге.

Но, наверное, пока на свете будут рождаться дети, будут существовать и игрушки. В ту пору, когда девчонки мечтали не о нарядных платьях, не о подарках под елкой, а о том, чтобы на каждого члена семьи вдруг выдали по большой булке хлеба. Мягкого, без отрубей и соломинок, с хрустящей корочкой. Мечтали, чтобы отцы или братья пришли домой живыми и здоровыми. Настал бы мир, а вместе с ним пришла бы счастливая жизнь без похоронок. Мальчишки и девчонки мечтали и поверяли свои чаяния любимым игрушкам: куклам, набитым тряпками или соломой, а то и выточенным из коровьих костей, деревянным лошадкам или просто сапожным колодкам, которые могли «превращаться» в машины, самолеты и так далее.

У бабушки и ее сестры Зои была кукла, сшитая из тряпок. Совсем не беда, что одна ее рука была чуть длиннее другой, а «лицо» было кое-где зашито белыми нитками. Но эту замечательную куклу можно было одевать, а главное, если она вываливалась из рук, то падала на пол совсем без стука и не разбивалась. Кукла никогда «не жаловалась», что ее поили дождевой водой из деревянной кадушки и кормили всякой зеленью, которую можно было нарвать прямо во дворе. В бабушкиной семье существовала традиция: тряпичная игрушка передавалась из поколения в поколение, от старшей сестры – младшей. Сначала с куклой играла Зоя, а потом очередь дошла до маленькой Тамары (моей бабушки). А что жен Зоя? Она скучала по своей любимице, но уже слишком мало было у нее времени на игры. Отец ушел на фронт. Мама до самой ночи, а то и ночью работала на конезаводе (родители бабушки жили в деревне Липовка, Нижне-сергиевского района Свердловской области). Зое приходилось и в огороде управляться,  и по дому помогать. Бабушка вспоминала, как ее старшая сестра приходила усталая, брала в руки куклу, качала ее, а иногда и засыпала с ней.

Маленькая Тамара очень любила свою сестру, и ей совсем не жаль было куклы, потому что на игры у нее времени было побольше, чем у Зои.

Все куклы любят «наряжаться». Вернее, это их хозяйки одевают в красивую одежду, которую шьют из всяких лоскутков. Эта кукла тоже «щеголяла» во всяких нарядах, правда цвет их зачастую был блеклым от постоянных стирок. Чаще всего платья и кофточки выкраивались из спинок платьев самих хозяек (на спине, как известно, ткань не так сильно изнашивается). И уж совсем редко лоскутики («отрезы» на платье) были новыми, потому что очень редко маленьким хозяйкам шили одежду из новой ткани. Чаще перешивали, перелицовывали из родительских обносков. Зато кукла Зои и Томы была очень аккуратной: платья на ней всегда были чистыми, а на голове красовался какой-нибудь платочек, может быть даже с кружавчиками, которые вязали сами хозяйки или их мама. Когда Тамара подросла, то она, чтобы не нарушать традицию, передала свою любимую игрушку родственнице помладше.

В моем детстве было много игрушек. Они и сейчас «живут» у меня на полках, но все эти игрушки какие-то холодноватые, не душевные что ли. Поиграешь ими – и больше не хочется. Но тем ярче воспоминания бабушки о кукле из ее детства, ведь сколько ей пришлось пережить: вместе с Зоей и Томой она ждала письма от отца с фронта, помогала хозяйкам забыть о том, что впереди длинный-длинный вечер, а хлеб давно уже съеден, и дома холодно, потому что дрова заканчиваются, и мама их экономит. Потом была Победа, наступила мирная и радостная жизнь. Девочки выросли, а кукла осталась в их воспоминаниях. Может быть, она, как реликвия, «живет» сейчас у кого-то из дальних родственников.

Моя бабушка переехала в Кусу, вышла замуж. У нее две замечательные дочери, одна из которых – моя мама. Есть внучки. Бабушка часто рассказывала мне о своем детстве, а недавно моей голубушки не стало. Я очень скучаю по ней. Думаю, что, если тряпичная кукла Зои и Томы еще есть на этом свете, то и она скучает по своей маленькой хозяйке, превратившейся когда-то во взрослую прекрасную женщину.

Светлана КОТОВА.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях