Небольшая комната. Приглушенный свет. По периметру выстроились манекены в сценических костюмах и масках, разглядывать которые можно, кажется, часами. В углу пристроилось потертое пианино цвета темного шоколада. Мы находимся в музее легендарного театра Драмы им. Наума Орлова. Попасть сюда, по сути, может любой желающий. Нужно лишь записаться на экскурсию, которую для Вас с радостью проведет Александр Ермолаевич Краснов - музейный работник, музыкант и настоящий краевед. Об актуальности актерского ремесла, "не потерянном поколении" и о неординарной истории "человека-оркестра" читайте далее.
- Добрый вечер. Совсем недавно я случайно попала на вашу экскурсию. Вы очень увлекательно рассказывали не только о создании театра, но и об истории Челябинска. Скажите, проводите ли вы экскурсии в других местах и на какие темы?
-Конечно! Дело в том,что театр - это основная моя работа, однако меня часто приглашают на творческие встречи в разные образовательные учреждения. Причем темой для моих рассказов выступает, чаще всего, "Малая Родина" - наш замечательный город и его герои. Эти невероятные здания, где еще полвека назад кипела другая жизнь, люди, с которыми мы общаемся... Это ведь все очень интересно! Как сказал Расул Гамзатов:"кто выстрелит в наше прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки". Я убежден: нам нужно беречь прошлое, передавать историю своим потомкам. Поэтому сам занимаюсь этим, чаще всего безвозмездно.
-То есть это ваша некая внутренняя потребность?
-Именно. Мне очень нравится выступать перед детьми, делиться с ними своей историей, яркими воспоминаниями и фактами
- Какой возраст у вашего слушателя?
-Выступаю я и у малышей (начальные классы), и у старшеклассников,и у студентов. Работать приходится с разными людьми. Все зависит от того, кто и куда пригласит.
-Как вы считаете, как правильно должна прививаться любовь к театру?
-На мой взгляд, это достигается только в совокупности. Самое главное - показать ребенку, что театр - это интересная среда. Больше всего, конечно, могут повлиять родители и педагоги. Мне, например, очень везло на учителей. Здесь, в театре, мне много помогал Петр Иванович Кулешов - народный артист России. А в области обществознания шефство надо мной взял Константин Иванович Ферапонтов - заслуженный работник культуры, лектор Челябинского планетария, где я одно время читал лекции.
- Из разговора с вами сразу понятно, что вы очень разносторонний и преданный делу человек. Но к чему вас, все-таки, на протяжении всей жизни тянуло больше всего? Помните ли вы, кем хотели стать в детстве?
- Ох, сложный вопрос! Я всем интересовался! Сначала рисовал, и хотел стать художником. Так же в своем поселке я устраивал концерты - собирал ребятишек-сверстников, один - читал стишок, другой - пел песни, я - пытался все это организовать. Соседи выходили со своими стульчиками, смотрели, улыбались, аплодировали. Нам же это очень нравилось. Вот с таких концертов перед маленькой сельской аудиторией, по сути, все и началось. Потом об этом совершенно случайно узнала учительница в школе, и начала привлекать меня в школьную самодеятельность. Затем я начал петь в хоре, где моим наставником был Валерий Васильевич Михальченко - народный артист России (дирижер камерного хора). Но серьезно пением я решил не заниматься, все-таки душа тогда лежала больше к художественному искусству, которое, собственно, и привело меня в театр.
-То есть в театре вы оказались в качестве художника?
-Не совсем так. Я случайно услышал по радио объявление о том, что в театр требуется художник. Это побудило меня приехать сюда и попробовать устроиться. Однако "творца" уже нашли - кто-то успел раньше меня, но мне предложили остаться в радиоцехе, что, по-своему, предопределило мою судьбу. Все дальнейшие годы я проработал звукооператором.
- В вашей судьбе, надо заметить, чудным образом переплетаются увлечения музыкой и изобразительным искусством. А вот актером вам не хотелось стать?
- Никогда не было какого-то особенно желания, как ни странно. На самом деле меня и многих из работников театра Наум Юрьевич Орлов лично звал в состав трупы, и, в самом деле, было такое, что люди шли к нему на актерские курсы, меняли, можно сказать, профессию. А я... Я же всегда был доволен тем, чем занимался. Музыка для меня оказалась ближе.
-Значит, вы за все годы так и не попробовали себя в роли актера?
- Профессионалом я не стал, но попробовать пришлось. Бывало, что в экстренных ситуациях, особенно, когда коллектив отправлялся на гастроли, приходилось выручать заболевших актеров. Один раз даже пришлось сыграть главную роль. В остальном давали незначительных второстепенных персонажей. За каждый такой выход мне платили рубль, отсюда даже появилось мое прозвище - "Саша Рубль" . Так же помню, как Петр Иванович Кулешов, мой очередной наставник, узнал,что я умею играть на гармошке. После этого я, в случае необходимости, играл какие-то музыкальные партии за кулисами вместо тех актеров, кто не умел играть.
-Здорово! И все-таки, этот опыт помог вам в жизни?
-Конечно! Если бы во мне не было той крупицы актерского мастерства, я бы вряд ли смог получать удовольствие от работы с большой публикой, читать сказки и стихи детям на творческих встречах.
-Сейчас для 11классников, среди которых много наших читателей, очень остро стоит вопрос том, куда идти учиться. Как вы думаете, профессия актера сейчас так же важна и востребована, как раньше?
- Думаю, эта профессия важна и полезна всегда. Она помогает раскрыться человеку. И конечно же, она востребована. Проблем с трудоутройством у действительно талантливой молодежи нет. Замечу, что в нашем театре работает много выпускников Челябинской Академии искусств. Там преподают наши профессиональные актеры, которые уже в процессе обучения студентов, отбирают юные таланты,а затем приглашают играть к нам.
-Как школьник,по вашему, может понять всю привлекательность этой профессии?
-Для этого в школах должны быть специальные драм.кружки. Раньше они были везде. Но думаю, если очень постараться, можно организовать такой кружок самим. Надо только договориться с учителем о свободном классе, а наставника по актерскому мастерству вы можете найти даже в нашем театре среди молодых актеров - такие инициативы только приветствуются.
-Многие сейчас говорят, что нынешние подростки - это потерянное поколение. Якобы Интернет захватил всех и каждого, и теперь детям ничего не нужно. Согласны ли вы с этим?
-С этим согласится могу лишь частично. Среди молодежи,с которой общаюсь, я вижу разных людей, в том числе и настоящих личностей, за которыми стоит наше будущее. А вот Интернет - действительно захватывающая вещь. Но при том - интересная. Я отлично понимаю,что без нее сейчас никуда, даже сам пытаюсь в ней разобраться... А вот проблему с потерянным поколением можно решить. Тем же театром. Как я уже говорил, главное - заинтересовать. Нужно показывать, что здесь есть дружеская атмосфера. Это все неправда, что в театре актеры грызутся из-за роли. Здесь на первом месте стоит тема товарищества, помощи друг друга. Каждый старается для общего дела. И это, думаю - самое главное! То,к чему стоит стремиться каждому.