Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Чтение - процесс очень личный

Матвей ШолоховГазета «Переменка»26 апреля 2015
1236

Во все времена говорилось о пользе чтения. Тем более детского. Однако, каким должно быть это чтение? Что нужно читать современным школьникам, чтобы стать по-настоящему культурными людьми? Для ответа на эти вопросы мы обратились к Анне Михайловне Гильдиной, руководителю литературной студии лицея «Город золотой» и маме троих детей.

- Анна Михайловна, расскажите о чтении вашей семьи: круг чтения и пристрастия.
 - Я с детства помню, как мой папа, кстати, математик по профессии, дома читал вслух стихи – самые разные, от Пушкина до Кирсанова. Это могла быть цитата «по случаю», но чаще просто такая декламация для себя, в удовольствие, чтобы насладиться звуком поэтической речи, почувствовать ее «вкус». Да и сейчас в университете на лекциях по математике часто  что-нибудь литературное цитирует, студентам нравится. А я «всеядный» читатель – люблю и стихи, и прозу, и классику, и современную литературу. Марк, старший сын (он учится в 11 классе) больше любит фэнтези и фантастику, но и такие разные авторы, как, скажем, М.  Булгаков,  С. Довлатов, А. Приставкин тоже производят на него впечатление. Младшие читают разные детские книги, у них еще не сформировались какие-то особые пристрастия, хотя самому младшему по вкусу поэзия, а дочке Лине – рассказы из школьной жизни, нравятся также М. Зощенко и В. Драгунский.
 - Обсуждаете ли вы все вместе прочитанное?
 - У меня довольно большая семья, и сложно себе представить, как я буду, скажем, обсуждать книгу В. Пелевина в кругу детей: сыновей в возрасте 17 и 5 лет и дочери 11 лет  –  хотя со старшим, естественно, обмениваемся мнениями. А младших стараюсь направлять в чтении.
 - Есть ли у вас любимые семейные книги?
 - Есть книги, которые передаются из поколения в поколение, например, детские: Г.Х. Андерсен, К. Чуковский, В. Драгунский, Э. Гофман и  В. Гауф... 
 - Есть ли у вас семейная библиотека? Расскажите о ней.
 - Конечно, есть, но, каюсь, у нас 3 электронные книги на семью из 5 человек, то есть еще дополнительно у каждого библиотека в кармане. Это очень удобное изобретение, во многом по ощущениям они похожи на книги «бумажные», прямо иногда  хочется перевернуть страницу!  Но поэзия как-то не ложится на электронные устройства, она для меня осталась в обычных книгах, которые берешь в руки уже с какой-то ностальгией. У нас большая детская библиотека – и зарубежные, и русские авторы. И вот что интересно: если во времена моего детства была востребована  приключенческая литература, то современные дети и подростки больше увлекаются фэнтези и фантастикой.  Раньше я всегда из своих поездок в Москву,  Санкт-Петербург привозила художественные книги и специальную литературу, словари, большой удачей было раздобыть интересную, редкую книгу, сейчас с этим проще.
 - Чем чтение, по-вашему, ценно для детей?
 - В качестве источника информации книга постепенно вытесняется интернетом (где можно не только прочитать ту же книгу, но и поделиться мнениями о ней, посмотреть снятый по ней фильм и так далее). Но остается более важная роль – собеседника, ведь чтение -  процесс очень личный. Собеседника, которого ты выбрал сам, поэтому ему доверяешь, видишь близкую душу или даже учителя. Для детей чтение  ценно тем же, что и для взрослых, ведь познание своего внутреннего мира и выход за его пределы, духовный рост сложно представить без такого помощника, как книга.
  - Как детям лучше читать? Вслух или про себя? С родителями или без?
 - Так, как им нравится. Чтение должно приносить удовольствие. Мой младший, Илья, этим летом в поездке на море наотрез отказывался идти купаться, пока не прочитает себе какую-нибудь книжку. Одной из таких книг был «Цветик-семицветик», другими – стихи, русские народные сказки... Вот так и ходили на пляж с мини-библиотекой в сумке.
 - Книги каких жанров и авторов Вы посоветуете для детского чтения?
 - Вы знаете, хорошо, когда круг детского чтения определяется семейными традициями. Когда мама вслух читает ребенку книгу, которая ей самой нравилась в детстве, её любовь и уважение к книге передается дальше, может, и через поколение прозвучат ее интонации, голос. Для каждого возраста есть свои хорошие книги. Например, Астрид Линдгрен для школьников помладше. Но у каждого свой внутренний возраст. Надо искать созвучия идей в книгах. В вашем возрасте, Матвей, я, например, открыла для себя  романы Альбера Камю, Анри Труайя, Джона Апдайка. 
 - Можно ли детям смотреть телевизор? Если да, то какие каналы, программы? 
 - Интересный вопрос. Это должны решать родители. Я знаю, что есть семьи, которые совершенно спокойно обходятся без телевизора. Мы живем в век довольно агрессивной визуальной культуры, поэтому надо следить за тем, что навязывает вашему ребенку картинка на экране. Если подходить разумно к просмотру телепередач, то почему бы и нет, есть чудесные «мультики»  - остроумные, веселые, яркие, есть просветительские программы для детей. Главное – знать меру.
Матвей Шолохов, 9 класс
Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях