Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Из олимпиадников - в великие ученые

Матвей ШолоховГазета «Переменка»30 сентября 2015
1307

Когда мы спрашивали учителей, у кого из выпускников, увлеченных наукой, интересно было бы взять интервью, несколько человек, не сговариваясь, называли нам одно имя - Андрей Асаченко. Мы узнали, что Андрей Асаченко, выпускник 2000 года, с отличием закончил МГУ, защитил кандидатскую диссертацию по химии. Сейчас Андрей Федорович - старший научный сотрудник Института нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева Российской академии наук.

- Андрей, какие воспоминания о лицее у вас остались? Кто был вашим любимым учителем?

- Я рад, что отучился именно в 11 лицее. Очень хорошие школьники, очень хорошие педагоги.

Любимых учителей было несколько. По истории - Вячеслав Васильевич Усынин, по литературе - Нона Николаевна Майтама и Ольга Михайловна Ануфриева, по математике - Владимир Михайлович Коржаков. По химии на меня огромное положительное влияние оказал, в первую очередь, Владимир Владимирович Меньшиков, также очень помогли мне выбрать и полюбить химию Марс Нуриевич Вахидов и Анатолий Иванович Филиппов. Отличный учитель - моя преподавательница по биологии и классный руководитель в старших классах Светлана Леопольдовна Чумак.

По прошествии ряда лет могу утверждать, что все они много сделали для меня в плане обучения школьным дисциплинам и воспитания во мне человека.

- Когда и как у вас возник интерес к химии?

- Серьезный интерес к химии и желание разобраться возник во втором полугодии девятого класса после неудачного выступления на областной олимпиаде по химии (4 место).

– Что вы думаете о научной работе в школе? Помог ли вам в жизни опыт школьной научной работы?

- Научные работы в школе я бы отнес к чему-то игровому. Наука в университете сильно отличается от науки в школе. Примерно так же, как университетский учебник по химии отличается от школьного. Серьезно я изучал химию в контексте подготовки к олимпиадам.

- Какую роль в вашей жизни сыграли школьные олимпиады? Какими победами вы гордитесь?

- Побеждал на Всероссийской (диплом первой степени, абсолютное второе место оба раза) олимпиаде по химии в 1999, 2000 годах. На Международной Менделеевской олимпиаде в 1999 был диплом второй степени (абсолютное 6 место), в 2000 году - диплом первой степени (абсолютное второе место). На Соросовской олимпиаде в 1999 и 2000 годах - диплом первой степени. Благодаря желанию участвовать и побеждать в олимпиадах, я стал учить химию в школе, полюбил ее и поехал учиться химии в МГУ, а не пошел в Челябинский мединститут, как сначала подразумевалось.

- Расскажите о вашей работе в Америке. Почему вы решили вернуться в Россию и работать здесь, а не остаться за рубежом?

- Я в Америку ездил работать по программе Summer Fellowship в 2004 году после 4 курса, как раз перед тем, как делать диплом. Поехал я туда посмотреть-разузнать, что там и как, а заодно получить рекомендации от профессора, чтобы после диплома поступать в аспирантуру в Америке. Работу выполнял и зарплату получал как аспирант соответствующего университета (Michigan State University). Попросту говоря, стоял под тягой, занимался синтезом соответствующих соединений (стандартная работа любого химика-органика).

По результатам работы рекомендации получил, профессор был доволен. А я на чужбине остро почувствовал себя гастрабайтером, хоть и нормально оплачиваемым. Со мной под тягой стояли китайцы, индусы, негры из Латинской Америки, а вот белых американцев было очень мало. В Америке в силу ряда причин американцы не стремятся идти в науку в целом и в химию в особенности, поэтому химию в США в основном делают выходцы из Европы, Азии и Латинской Америки - пробивают себе дорогу в жизнь (к гринкарте). Меня очень покоробило тогда от этого понимания. Кроме того, мне просто не понравились американцы и их уклад жизни. Я понял, что я русский и мне комфортно и приятно жить среди русских. Я осознал, что не готов ломаться и становится американцем, наплевав на свои национальные и культурные особенности, а жить в гетто среди других русских (как на Брайтон Бич, например) и оставаться русским в Америке - для меня какая-то дикость, колбасная эмиграция. В общем, получилось, что делая выбор между самой передовой в мире наукой в Америке (органическая химия там точно лучшая) и своей русскостью, я выбрал русскость и остался в России.

- В чем заключается ваша работа сегодня? Исследованиями в какой сфере вы занимаетесь?

- Сегодня я занимаюсь наукой прикладной и не очень, работаю со студентами и аспирантами. В основном мои исследования крутятся вокруг металлоорганического катализа. Это каталитические реакции на переходных металлах IVB группы, на благородных металлах и редкоземельных элементах.

- Какие у вас планы на будущее?

- Заниматься наукой и, если повезет, сделать что-нибудь стоящее в профильной для меня области химии.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях