Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

« Я уже совсем забыл голос матери и свою любимую, не помню солнечного тепла. Солнце, светит ли оно сейчас? Освободилось ли от копоти войны? Вырвалось ли из дымовой завесы голубое, чистое небо?

« Я уже совсем забыл голос матери и свою любимую, не помню солнечного тепла. Солнце, светит ли оно сейчас? Освободилось ли от копоти войны? Вырвалось ли из дымовой завесы голубое, чистое небо?
Единственное, что навсегда врезалось в память, так это мой первый, первый и последний бой.  Дрожащие руки крепко сжимали окровавленную винтовку, ставшую на тот момент «ангелом хранителем», уверенность в победе, засевшая глубоко в груди рвалась наружу. А звук тяжелого, останавливающегося дыхания соседа чередовался с клацаньем затвора.
Мимо пролетающие  мины не мешали нам,  еще совсем молодым, неопытным бойцам за Родину, верить в светлое будущее. Солдаты, один за одним, попадали под прицел вражеского оружия. Даже не верилось, что пару часов назад, надеясь отогнать   страх, мы вместе шутили, а теперь пламя  их жизни угасло.
 А долго ли мне осталось?
На  восемнадцатом году моей жизни, осколок, стремительно летевший на встречу, угодил прямо в сердце,  оборвав  все возможности бороться, верить и любить.
Затем кромешная темнота, постепенно переходящая в вечную ночь. Все осталось позади: свистящие пули, уходящие к ногам гильзы и мутнеющие глаза смерти. Старательно выкопанный товарищами окопчик я разделил с молоденьким сержантом, это место стало нашим последним пристанищем. Рядом, виднеются два медальона, в каждом по последней весточке домой. Неразборчиво-расплывчатым от времени подчерком, там аккуратно выведены имя, фамилия и родной город. 
Вместе со мной в землю ушли все чувства, страх давно  затерялся в обрывках памяти, а надежда уступила смирению. Но все же в голове иногда мелькает: «А вдруг найдут?»
Семьдесят лет уже миновало, так же меняются времена года, так же рождаются и умирают люди, а мы лежим здесь, среди неразорвавшихся мин и гнилых патронов. Мы пропавшие без вести, незанесенные в списки…
Что это? Я слышу голоса людей, звук  лопатки. Я чувствую, как нас находят, я вижу солнечный свет…  »

В свою первую поисковую экспедицию я поехала с чувством долга перед предками. Раньше мне казалось, что единственное, что мы можем сделать для людей, сражавшихся за мирное небо над головой, отдавших за нас жизни на поле боя – так это уважать их и чтить память. Но кажется, этого слишком мало, неужели эта ничтожная доля всё, что можно предложить взамен?  Я поняла, что пока мы воспеваем героев и говорим о роковой войне, тысячи солдат, так и не обрели вечный покой.  Их не похоронили тогда, значит это нужно сделать сейчас.
Поезд нес нас в Волгоградскую область, меня и еще несколько таких же,  неравнодушных ребят в  сопровождении опытных поисковиков.  Обосновались мы  под станцией Трехостровской, здесь, в 1942 году два дня подряд, без перерыва шли ожесточенные бои и потери были немыслимые.  С высока ты смотришь на это перекопанное поле и пытаешься представить картину сражения, что проходило здесь более 70 лет назад. Закрываешь глаза, по коже мурашки, а в  голове мысли о том, что может где-то здесь лежат твои предки.
Наверное, кому-то покажется, что «поднимать бойцов» дело вовсе не сложное, мол лопату в руки и копай. Но это далеко не так. Металлоискатель свистит на каждом метре, ведь кругом осколки снарядов, гранаты и пулеметные диски,  ждущие свой черед. При пекущем солнце и жаре под 40 градусов дрожат руки  и екает сердце, от того, что под тобой, совсем рядом, расположились  воины той войны.
Я помню, как впервые увидела останки бойцов, их вытащили из окопа. Три воина, до последнего сражавшиеся за свой кусок земли, лежали совсем рядом друг с другом. Тот, что справа, смертельно раненый, напоследок успел  выстрелить, оставив на бруствере всего два патрона.
О какое разочарование меня ждало, когда оказалось, что у двух солдат посмертные медальоны были пусты, они ведь так и останутся «безымянными». Конечно  их кости похоронят со всеми почестями, их подвиги навечно останутся в наших сердцах, но потомки  не узнают, что было с их дедами, или быть может с прадедами, а имена не добавятся в книгу памяти. Одно дело, когда ты просто хоронишь защитника, другое, когда узнаешь его историю, держишь в руках фотографию. Каждая вахта приносит свои  результаты, каждый поисковик делает огромный вклад, и  совсем неважно, сколько бойцов будет найдено пять или шестьдесят семь.
Когда моя саперная лопатка уткнулась во что-то твердое, я подумала, что это  чей-то ржавый котелок или простреленная каска, здесь этого добра на каждом метре хватает. Но звук был не похож на звенящее железо, в душе теплилась надежда, что  последние пару часов, проведенные на отрезке прошли не зря. Набравши побольше воздуха в легкие, я копнула глубже и из земли показались человеческие кости. Именно в тот момент, я поняла, что выражение  «неизвестный солдат»  приобретает для меня новый смысл, становится не просто словом, а нечто большим.  Пока я аккуратно доставала его косточки, в голове проскакивали образы защитника.  Я делала всё с такой аккуратностью и осторожностью, на какую только была способна.
 О чем он думал, заглатывая воздух последний раз, и кого любил? Кто он? Сколько ему лет? Никаких опознавательных знаков, а из личных вещей, только ложка и советская каска. Постоянно рождавшиеся в голове  вопросы требовательными импульсами расходились по всему телу.  Быть может, мы «ровесники», но я за свое короткое пребывание на Земле не успела сделать ничего героического, он же отдал свою жизнь, взамен на мою. Размышления оборвались, как только мой взгляд упал на черненький пенальчик. Боец был определен. Я держала в руках раздробленные кости, кости, к которым прониклась безграничной благодарностью. Ему было всего восемнадцать лет.

Простой рядовой солдат, которых тысячи, такие, как Ты умирают телом, но не душой. Такие, как Ты, вечно живут в наших сердцах. Солдат,  знай же, что благодаря Тебе  сейчас светит солнце, а небо освободилось от копоти войны, вырвалось из дымовой завесы и стало вновь голубым и чистым.  И именно Твой последний бой был решающий,  именно Ты, выковал эту  Победу. С Твоей помощью  9 мая стало самым важным праздником в нашей стране. Простой рядовой Солдат! Спасибо. За мою жизнь.
Копылова Александра, член поискового отряда «Ориентир».

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях