Как-то раз один из учеников нашей школы открыто заявил, что учителя относятся к нему предвзято и ставят двойки не по уровню его знаний, а только из-за плохого отношения. На мой взгляд, это было дерзко. Тогда преподаватель, слышавшая его выпад, задала классу вопрос: «А кто из вас собирается поступать в педагогический институт?» Воцарилась гробовая тишина - никто не поднял руки, а значит, никто из нас не рвался в учителя. Увидев такую картину, учитель продолжила: «Вот когда станете специалистами, тогда и покажите мне, как надо правильно преподавать!»
Действительно, сегодня большинство выпускников школ хотят быть юристами и менеджерами, а каждый десятый студент пединститута не работает по специальности… Почему это происходит, ведь нам так нужны хорошие учителя!? Что же такого страшного или неприятного в работе учителя? На мой взгляд, хуже всего - отношение учеников. Кто из нас хотя бы один раз (не вслух, а в мыслях) не думал плохо об учителе, который досадил плохой оценкой, не заметил поднятой руки, неожиданно проверил невыученное домашнее задание? Обид у школьников много, а недопониманий между учителем и учеником еще больше. Кроме того, работа учителя требует огромной самоотдачи. Для того чтобы заинтересовать, объяснить, новую и непонятную тему ученикам, необходимы не только знания, но и большое терпение, умение занимательно рассказывать, чтобы увлечь детей. Поэтому учитель должен быть особым человеком! Но это мои размышления. А что скажет по этому поводу профессионал своего дела, мой классный руководитель Любовь Евгеньевна Кирсанова, которая проработала учителем географии 25 лет.
- Любовь Евгеньевна, вы – учитель-стажист и, наверное, можете более точно ответить на вопрос, почему большинство детей не хотят в будущем связать свою жизнь с педагогикой?
- Я скажу так: многим мешает лень ума. Для того чтобы достичь высоких результатов, нужно приложить много сил и потратить уйму времени. А сегодняшние дети хотят играть в компьютерные игры и сидеть в соцсетях. Они не ставят перед собой цели, у них отсутствует мотивация и решительность. А педагогу необходимо воспитать в себе такие ценные качества, как терпение и самоотдачу. Сегодня же мало кто хочет, как сейчас говорят, напрягаться, работать над собой. На учительских плечах (а они в своем большинстве женские) постоянно лежит огромная психологическая нагрузка при относительно небольшой зарплате. Все перечисленное мной и привело к тому, что наша профессия потеряла важность и перестала быть престижной.
- Как, по-вашему, в чем разница между учениками 20 и 21 веков?
- У ребят прошлого поколения были идея, вера, желание получать знания. Советские дети понимали, что учеба открывала для них дверь в будущее и каждый надеялся только. В настоящее время господствует потребительское отношение - всегда кто-то что-то кому-то должен, обязан... Среди советской ребятни все были равны, и каждый знал, что должен добиться всего сам - это и давало стимул пионерам и комсомольцам получать хорошие результаты. Гаджеты, интернет - все это облегчает получение знаний, но, с другой стороны, не способствует развитию трудолюбия. Раньше дети просиживали в библиотеках, отыскивали различные книги в поисках информации, что приносило пользу. Юноши и девушки моего времени были честные и старательные, умели сочувствовать и помогать друг другу. К сожалению, не про всех нынешних ребят можно сказать такое…
- Есть ли у вас, Любовь Евгеньевна, какие-то учительские хитрости? Откройте секрет!
- Конечно, за долгие годы работы в школе, у меня появились некоторые приемы (или их лучше назвать методики), дабы мой труд был более продуктивен. Первая так называемая хитрость - «Поле Чудес. На первый взгляд, звучит непонятно. Но все просто: я задаю ученикам провокационный вопрос на время. Тот, кто ответил, получает «плюс» или пятерку. Вторая уловка - разминочная методика или работа в группах. Дети сдвигают парты, объединяются и задают другим командам вопросы. За правильный ответ группа получает плюс, и чем больше баллов она наберет, тем оценка у ребят будет выше. Еще один прием - Технология Критического Мышления, где я использую различные кластеры. Например, дети рисуют дерево, а на его «ветвях» пишут информацию по теме. Так же проблемные вопросы, занимательные упражнения, диалоги… Я думаю, что главное в работе учителя – не дать себе остановиться, расслабиться, не позволять «выезжать» на полученном когда-то багаже. Надо постоянно развиваться, совершенствоваться и… верить в успех!