Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Самые необычные на свете дети

Виктория НовицкаяГазета «Переменка»17 февраля 2016
1188

Чему меня научили эти дети? Внимательности, чуткости, ответственности… а самое главное – искренне смеяться при любом раскладе дел. Я уверена, что мне еще многому предстоит научиться у этих самых необычных на свете детей.

В такие моменты замирает сердце. Ты будто снова возвращаешься в тот светлый, чуть прохладный августовский день, слышишь голоса, вспоминаешь пейзаж, запахи, лица… Я все помню, как будто это было вчера. Каждую мелочь. Каждого ребенка. Абсолютно.

С детским домом в селе Тюбук я познакомилась летом, когда спонтанно решила поехать туда с незнакомыми волонтерами: просто порадовать детишек мастер-классами и вкусностями.

Люди, с которыми хорошо

Улыбающаяся девушка Юля усадила меня в небольшой автобус (где разместились еще четырнадцать человек, куча пакетов с вещами и сладостями для детей),  и мы тронулись.

Ехали около двух часов. Я вспоминаю дорогу туда – запах яблок, травяного чая, смех и разговоры. За что я люблю добрых и искренних людей, так это за то, что в их компании ты никогда не будешь чувствовать себя одиноким или лишним. Нет с такими людьми неловкости. Они поделятся последним, даже себе в убыток. Так вот – это были именно те самые люди. С ними мне повезло.

Первое знакомство с детьми

Как только мы оказались на месте, нам навстречу выбежали трое мальчишек в поношенных толстовках (как выяснилось – ребята до этого работали по хозяйству). Они без лишних разговоров понесли вещи в здание школы.

И тут сердце отмирает и начинает быстро и мягко биться… меня окружили дети всех возрастов и принялись знакомиться и даже обнимать меня. Самое памятное: один из мальчишек, что таскал вещи (его звали Семен), улыбнувшись, сказал, что у меня очень красивый цвет волос и что я похожа на фею (цвет волос тогда был розовым). Я засмеялась и обняла Сёму.

Потом дети решили показать нам свои владения, животных, за которыми ухаживают, и сад. Юркая девчонка, лет пятнадцати на вид, побежала за ключами, затем мы зашли все вместе в небольшое огражденное пространство с тремя сараями, где держали свиней. Ира (та самая девчонка) рассказывала о каждом животном отдельно – кличка, возраст, характер. Казалось, что она знает своих подопечных от и до. Так, наверное, и было.

После свиней нас повели смотреть кроликов (не скрою – кролики куда милее и приятнее), а потом в сад. Первым делом я заметила, что земли у детского дома много,  есть, где разгуляться. Дети стремились показать нам все-все, а нам оставалось удивляться маленьким работягам и задавать вопросы.

«Я никогда дома не жил и не знаю, что такое семья...»

Дети. За их веселыми улыбками нашлось место всему: одиночеству, страху, доли жестокости, и,  самое страшное,  осознанию, что в этом мире тебя бросили и ты никому не нужен. Немногим детям повезло –их братья и сестры находились рядом. У кого-то были родственники, регулярно их навещавшие  или даже бравшие  под опеку. Но… везет далеко не всем.

«Меня с рождения бросили. Я никогда дома не жил и не знаю, что такое семья,» - докуривая сигарету, говорит Стас. Смотрю на него – крепкий симпатичный парень, немного жесткий снаружи. Но кто знает, как плачет в его душе брошенный малыш?..

«Насте не к кому ехать на зимние каникулы. Она одна останется праздновать, в общежитии. Мать ее знать не хочет, как и средняя сестра. Со старшей она общается, но та вечно ищет поводы не забирать к себе Настю. Как только Настя начинает проситься – у сестры «пропадает связь»…» –  с грустью в голосе рассказывает мне Аня про подругу. Они обе выпускницы Тюбукского детского дома. Обе учатся на швей во втором училище.

«Отца посадили. Мать нашла другого. Мы с Надей и Андреем (сестра и брат) не смогли ее простить, нас отправили в детский дом. Я так хочу увидеть мамочку, но Надя знать ее не хочет и очень злится, когда я ее спрашиваю про маму…» – признается та самая Ира, которой становится все тяжелее говорить.

«Нас пятеро детей в семье. Недавно все вместе собирались. Приезжали сестры с племянниками, меня с собой взяли… никого больше нет у нас, только мы впятером друг у друга,» –  с серьезным лицом говорит тринадцатилетняя Лена. Уже такая взрослая.

Никогда люди не смогут читать чужие мысли, видеть чужие воспоминания, чувствовать одинаково. Но почему мне, девушке, выросшей в полной и счастливой семье, так близки эти обделенные дети? Почему так близка печаль в их глазах, почему стоит ком в горле от их слов?..

Многие дети охотно открывались мне, каждый  рассказывал свою трагедию. Трагедии –  иначе судьбы этих детей не назвать.

Казалось бы – у детских домов прекрасные спонсоры, у детей все есть, их везде водят и возят, балуют, одевают. Но достаточно ли этого? Чего хотят сами дети?

«Мы любим тебя. И остальных волонтеров тоже любим. Вы приезжайте просто так, без праздников – мы всегда вам всем рады,» - пишет в сообщении Стас. Читаю и чуть не плачу.

Фея с розовыми волосами и рыцари футбола

И тут воспоминания переносят меня снова в тот августовский день, когда мы с детьми дружно наелись сладостей, и парни решили научить меня играть в футбол. Честно признаюсь – не люблю футбол, но вдруг во мне проснулся азарт, какая-то детскость, и я не смогла отказаться.

– Смотрите, пинать надо вот так. Играем в одни ворота, – объясняет непонятливой мне невысокий коренастый парень по имени Сережа.

- Вон в те ворота?

- Да, в те самые. Там Коля стоит, он вратарь.

 В воротах стоял рыжеватый парень с голым торсом и мячом в руках. Он бросил мяч на поле, значит, игра началась. Я кинулась за мячом, начала вести и тут же заметила, что ребята поддаются мне! Хвалят, когда я попадаю в ворота (а это происходило довольно нечасто).

После очередного гола Сережа вновь принялся говорить, что я делаю успехи. Господи, как мне в тот момент стало смешно и радостно! Я тогда осознала, что происходит:  бегает по полю девушка с розовыми волосами, пытается пинать по мячу, спотыкается, выглядит очень комично… И пятнадцатилетний парень, обращающийся ко мне на «вы», поддается, чтобы просто меня порадовать. Разве это не благородство?

Чему научили меня детдомовские дети?

 Детдомовские дети... В них многое смешалось. Озлобленность на мир выражается в недетской осторожности и недоверии, нерастраченная любовь к родителям проявляется, с одной стороны, болью, а с другой стороны, безграничной любовью и пониманием.

Второй раз я  с друзьями приехала в детский дом в ноябре.  Дети уже знали меня, но все равно было неожиданно, когда толпа детишек набежала обниматься! Приняли нас просто прекрасно – мы посмотрели небольшой детский концерт и съели вкусный пирог, который приготовили сотрудники школы-интерната специально к нашему приезду.

Ребята ответственно и весело подходили к заданиям, которые мы для них подготовили, веселились и охотно общались с новыми людьми. Честно говоря, сами волонтеры становились детьми буквально на глазах – начинали смеяться, кривляться, шутить.

«Да сильней тряси! Так ее! Ха-ха! Молодец!» –  вот что я услышала, когда вошла в класс, где проводился мастер-класс по изготовлению жидкого мыла. Весело смеялся и кричал серьезный на вид, бородатый и татуированный парень лет двадцати пяти. Да, толпа детей творит с человеком самые настоящие чудеса!

«Хороший у нас детский дом, мне там так нравится. До сих пор приезжаю туда на каникулы,» –  рассказывает девятнадцатилетний Леша. Леша получает в училище вторую профессию, он круглый  сирота – оставили в роддоме, никого нет.

«Я люблю наш детский дом. Мы с братом и сестрой здесь уже седьмой год. Воспитатели хорошие, волонтеры часто приезжают. Хозяйство есть – будем все знать и уметь,» - рассказывает Ира.

«Мы здесь друг за друга горой. Мы – семья. Да, иногда мы ссоримся, но кто не ссорится?» –  я часто слышу это как от выпускников, так и от воспитанников детского дома.

Чему меня научили эти дети? Внимательности, чуткости, ответственности… а самое главное – искренне смеяться при любом раскладе дел. Я уверена, что мне еще многому предстоит научиться у этих самых необычных на свете детей.

Смотрю на свою руку, где целая куча самых различных браслетов. Один браслет – одно воспоминание. Этот – из лагеря, этот – сплел друг специально на мой день рождения… Из всех браслетов выделяются два – один потертый, из непонятного металла, второй – из резиночек, который мне часто приходится чинить. И они мне невероятно дороги, каждый раз я улыбаюсь, глядя на них. Почему ? Потому что эти браслеты мне подарили Ирина и ее братик Андрей.

Несмотря на то что коррекционную школу-интернат в селе Тюбук закрыли, я продолжаю поддерживать связь со многими детьми. Они очень скучают друг по другу, по тем веселым временам, по месту, которое долгое время называли домом. Но при всем этом они не унывают, верят, что когда-нибудь они все обязательно встретятся. Кто знает, к чему приведет это переселение? Возможно, дети станут сильнее, найдут что-то для себя, обретут дом… я надеюсь на лучшее.

Я считаю, что добро это не куча пожертвований, не гора денег или вещей. Добро – это участие, небезразличие, умение брать ответственность, жертвовать временем, дарить радость. Мое убеждение в том, что отдавая, мы получаем намного больше.

Оглянитесь вокруг – кто-то нуждается в вашем участии, присутствии, смехе и объятиях. Время просыпаться. Время быть Добрым.

Виктория Новицкая

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях