Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Отцы и дети: взгляд священнослужителя

Алиса ВелинаГазета «Переменка»21 апреля 2016
1206 1

С Борисом Анатольевичем Кривоноговым, настоятелем храма на Алом поле и председателем Ассоциации отцов лицея №11, я встретилась именно в этом храме, в его кабинете под колокольней. Мы поговорили о школе, семейных ценностях и вечных вопросах русской интеллигенции.

Кто виноват?

- Какие вы видите
проблемы в современном образовании и воспитании?

- Я считаю, самое страшное – то, что современная школа
потеряла классический вид, который имела советская образовательная школа. Вот я
выпускник советской системы и с гордостью об этом говорю, потому что в отличие
от вас, вашего поколения. У вас знания мозаичны. У вас нет системы ценностей и
системы знаний как таковых. У вас есть какие-то соколки, и это меня очень
удручает, потому что к знаниям должен быть какой-то комплексный подход. И
второе, что мне не нравится - я считаю, что это принципиальная ошибка нашего
государства, - это введение единого госэкзамена. Это просто вредительство,
потому что в итоге образовательный процесс сводится к тому, что детей
натаскивают на этот экзамен. Это не знания, а именно муштра. Есть в Москве один
историк - он с мировым именем - он сам мне сказал, что хотел сдать ЕГЭ, взял
тесты и - он не смог сдать его так, как требуется, потому что вопросы даются
такие, что все ответы будут правильными. Человек просто теряется. Даже
образованный человек вынужден нажимать, как на компьютер.

В воспитании колоссальная проблема: в советской системе - а
я выпускник советской системы, я из православной семьи, мой папа священник, - была
идеология. Наша конституция - это карта с французской, самой безбожной – она
тоже ущербна по многим параметрам. Она запрещает иметь государственную идеологию,
это нонсенс! Любое государство обязано иметь её. Мы до сих пор ищем
национальную идею. Почему? Что искать, если она давно уже есть? Сейчас наш
президент начал говорить здравые вещи, что это патриотизм национальной идея,
которая основана на духовно-нравственных корнях. И правильно. А что такое
духовно-нравственные корни? Без этого никуда это наша история, это православие.
Ценности –православные. В этом смысле наша школа и не должна воспитывать,
должна семья – но некоторые элементы должны быть, особенно что касается здравых
понятий на моральные ценности, на проблему семьи брака. Мы должны давать очень
четкие ориентиры, потому что без этой базы мы просто потеряем весь потенциал,
который у нас сохранился.

Что делать?

- Убирать систему ЕГЭ. Он вводился через злобу, все были
против. Но его ввели. Кроме того, тот модуль, который у нас вводится в 4-ых
классах сделать сквозным, и я предлагаю, чтобы были представлены традиционные
религиозные течения более обширно. Мы молчаливо спускаемся на светскую этику –
фактически в никуда. Надо возвращаться к своим корням и не бояться, мы большая
православная империя с великой историей. И хватит уже заниматься самоедством и
копаться в том, что у нас плохие Иван Грозный, Сталин…. Мы должны принять
историю такой, какова она есть. Родителей не выбирают. Тем более что нам нечего
стыдиться, у нас богатая хорошая история, только сейчас её неправильно
интерпретируется. Необходимо начать преподавать историю по нормальным учебникам
и с уважением к той правде, которая у нас была.

- Как современные
технологии влияют на детей?

- Любой прогресс, в том числе и научно-технический, имеет
две стороны, как любая медаль. Позитив, я считаю, колоссальный в том, что в
разы расширились возможности у любого человека для обмена информацией, доступа
к информации. А обратная сторона – это вызывает зависимость. Это самое
страшное, когда человек не умеет чем-то правильно пользоваться. Например, когда
человек неправильно пользуется ножом, это называется преступление. Им
необходимо резать то, что нам бог послал - колбаску там, сыр, хлеб. А можно
убить. То же самое и любой компьютер, гаджет: если он принимается строго по
назначению, это безусловная польза.  Но к
сожалению, дети ещё не сформировались как личности, поэтому очень часто они
употребляют их себе во зло. Например, смартфоны: приходит человек, и сразу же Wi-Fi в аэропорту -  и все, и пошел-поехал. То есть человек живет
в смартфоне. И безусловное зло – это, конечно, компьютерные игры. Я сам ни в
одну игру не играю, дети мои тоже.

- Вы председатель
Ассоциации отцов лицея. Какова роль этой организации?

- Я бы хотел убрать элементы разобщённости и равнодушия. Потому
что многие папы говорят даже с упреком, дескать, «я приношу деньги, что вы с
меня ещё хотите?». Это подход неправильный. Отец – это не просто биологический
отец, это ответственность и любовь. Отец, жена, дети не должны абстрагироваться
и заниматься своей жизнью, а должно быть единое целое. Семья – это не просто
ячейка общества, это место, куда человек должен стремиться после окончания
работы. Не в бар, не в какие-то ещё места, но прежде всего домой.

Нельзя перекладывать ответственность за детей на школу, это
проявление общества потребления, которое сейчас подвергается кризису – это
греческое слово, в переводе означающее «суд». Есть сейчас понятие, которое меня
коробит, - «образовательная услуга». Оказывается, нам не дают образование как
таковое, а оказывают услугу. С этих позиций человек рассуждает так: я плачу,
чтобы мой ребёнок вырос образованным, умным, и готов получить готовый продукт.
Это неправильно! Самое главное – это синэргизм школы и семьи.

- Это влияние на родителей.
А на детей?

- Это взаимосвязано. Вот проблема отцов и детей – её не
существует, она надумана. Если нормальная семья, если все точки над и
расставлены и система ценностей верная, то в семье царит любовь. И становление
молодой личности, желание что-то доказать – эти проблемы само собой решаются.
Главный метод воспитания - это пример, а если дети не видят доброго примера, вы
можете хоть заговориться о правильных ценностях, они это не усвоят. Потому что
любой ребенок чувствует фальшь. А врать – это грех.

- Темы предстоящего
форума – безопасность в школе. Какие опасности вы можете предположить?

- Если говорить об 11 лицее, это социальный срез в классе.
Опасность может быть в том, что дети из более обеспеченных семей пытаются проецировать
позицию, что, имеющиеся в семье -социальный статус, материальные ценности, –
это моё. Материальные блага часто негативно влияют на развитие личности. Должны
быть абсолютно все равны, независимо от того, папа у него кто и кто у него
мама, помогают они лицею или не помогают. Должен быть дух братства и равенства,
в хорошем понимании этого слова. Социальное неравенство можно преодолеть очень
легко – воспитанием в семье. Это задача папы – объяснить. По Иоанну Златоусту,
богатство – это вверенное тебе Богом в управление, и ты должен конвертировать
его так, чтобы принести максимальную пользу другим.

- Вы упоминали о
православном воспитании. Можете рассказать об этом поподробнее? Повлияло ли оно
на ваш выбор профессии?

- Мой папа священник, это семейная традиция. Он сейчас в
Златоусте служит, он на 30 лет меня старше, ему 77 лет в этом году. Для меня
все было очевидно с детских лет. Но не все сыновья священников идут по стопам
своих отцов – я пошёл, потому что на определённом этапе осознал, что это
единственно правильное решение. Хотя у меня красный диплом, я закончил
медицинское училище по специальности фельдшер, служил в советской армии -
старшина запаса. Мне давали целевое направление в Медицинскую академию им.
Фрунзе, это лучший медицинский вуз страны до сих пор. Но тем не менее я выбрал
академию духовную и считаю, не прогадал, потому что церковь - это та же самая
больница, но если в любую больницу мы приходим с ранами телесными, то в церковь
приходят люди, израненные душевно, которым необходимо помочь.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях