Дети и взрослые различаются не только размерами и пропорциями тела, но анатомией и физиологией: например, у детей не такой скелет как у взрослых — вместо некоторых косточек у детей хрящики. У детей мозг впитывает как губка информацию и обрабатывает её, и в итоге почти вся энергия уходит на подпитку мозга.
У детей мало обязанностей, но при этом прав тоже мало. Вот родился ребёнок: обязанностей нет, но и прав тоже — пелёнку выбрать не может, цвет коляски не может, родители захотели и перенесли в другую комнату, решили пора гулять и потащили гулять, принято рассказывать сказку «Колобок» — рассказывают, не спрашивая, интересно ли ему в сотый раз слушать рассказ об убывающей Луне.
Хотя сейчас детям стало лучше жить, их хотя бы законодательно принимают за личностей. Раньше ребёнка — обузу, «лишний рот» терпели лишь потому, что это работник (дети работали уже с трёх-четырех лет) и кусок хлеба в старости. Отношение к детям было ужасное: как говорили «бог дал — бог взял». Так осталось в отсталых странах, например, в Африке. Ценность ребёнка и уважение его детства растёт только с падением рождаемости. Свою роль сыграла научно-техническая революция. Чтобы обучить козопаса и рабочего металлообрабатывающего комплекса (так называются сейчас станки на заводе, они сразу делают много операций, а не одну: рабочий берёт болванку, назначает обработку, программирует станок, а в конце получает готовую деталь) — нужны совершенно разные время и силы.
Самое главное в детстве — сформироваться как гармоничная личность. То есть стать интеллектуально развитым, эмоционально отзывчивым, физически здоровым и социализированным человеком. А для этого нужны школы, которые обеспечивают образование и свободный доступ к знаниям, спортивные учреждения, больницы, кружки и клубы по увлечениям. Но самое главное — у каждого ребенка должна быть любящая семья. Такая семья воспитывает человека добрым, законопослушным, активным, ответственным.
Пока ни в художественной литературе, ни в фильмах я не видел примеров воспитания детей. Взрослые либо решают за счет детей свои амбиции (например, недавняя история как мама Степы Савельева попросила лайки в социальной сети вместо того чтобы помочь сыну решить проблемы с социализацией. Теперь Степа — звезда интернета, а мама — мать звезды и сама звезда, скоро начнет вести какую-нибудь телепередачу о воспитании детей), либо государственные проблемы. Например, повышение рождаемости, чтобы у государства было больше рабочих рук или солдат.
Вот всё же эти детские магазины, театры, кафе не для меня, а для родителей. Ведь у меня нет денег для покупки товара или услуги. Понятно, что не все дети могут адекватно распорядиться деньгами. Я, конечно, не потрачу деньги на сигареты и алкоголь, но у меня их могут отобрать. Поэтому было бы хорошо, если дети бесплатно ходили на детские спектакли и фильмы, в детские кафе, в музеи, на образовательные программы, а то получается что мы — инструмент для обогащения бизнеса. Прав мы, как ни имели, так и не имеем.
Роман СКРЯБИНСКИЙ.