У каждого города есть свои основатели, история и люди, прославившие его. Имена людей основавших наш город, мы слышим уже в названии. В середине 18 века два Ивана, Твердышев и Мясников построили железоделательный завод и поселение вокруг него — Катав-Ивановск. Дальнейшая история города связанна уже с их внуками, которые подарили нам несколько заводов, отстроили особняк и храм Иоанна Предтечи – в общем, оставили о себе память, память в камне.
У Ивана Мясникова была внучка, Анна Григорьевна Козицкая. Благодаря своему деду, девушка была богатой наследницей и в 1792 году вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского. Современники считали, что этот брак был заключен по расчету: Анна стала княгиней, а Александр, который в те времена, вернувшись из-за границы, обанкротился, получил приданное невесты два завода на Южном Урале.
Благодаря положению мужа в обществе, Александр Михайлович являлся известным русским меценатом, действительным тайным советником, Анна не осталась чуждою придворных отличий: обрела статус кавалерственной дамы ордена святого Иоанна Иерусалимского большого креста, а в 1832 г. даже пожалована в статс-дамы. Также состояла почетным членом Императорского Вольно-Экономического общества, но современники не уважали её, считая глупой и скучной. Петр Долгорукий писал: «Княгиня Белосельская, родившаяся и проведшая свою жизнь среди пышной роскоши, всегда выглядела принарядившейся горничной и вызывала смех». Но зато Анна Григорьевна обладала наследственной деловой хваткой, и на хрупкие женские плечи легли все хлопоты, связанные с заводом, потому что Александр Михайлович не утруждал себя работой. По воспоминаниям Евграфа Федотовича Комаровского, князь Белосельский жил в Москве великолепно, он любил играть комедии и отлично с этим справлялся. Впрочем, у великосветской знати, в то время, было не принято заниматься такого рода делами.
Управление заводами требовало присутствия на Урале, и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу, не типичную для Южного Урала. В нашем крае таковых известно всего две. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых, находящийся в Кыштыме, и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских. Этот особняк не дошел до нас в первозданном виде из-за пожара, который случился в 1863 году, тогда в посёлке уцелел только каменный дом княгини Белосельской- Белозёрской. Но все деревянные перекрытия выгорели, и его восстанавливали. С 1975 года и по сегодняшний день там располагается краеведческий музей.
Рядом с усадьбой возвышается храм Иоанна Предтечи. Построенный на средства княгини в 1824-25гг., он до сих пор является духовным центром нашего города. Собор уникален своей архитектурой: христианский храм похож на польский костел. Во всем мире таких насчитывается всего три.
С именем Анны Григорьевны Белосельской-Белозерской связан и тот факт, что первый в России телефон, а за ним и телефонная станция появились в Катав-Ивановске.
После смерти своего мужа Анна Григорьевна вместе с сыном Эспером покупает ещё один завод, Юрюзань-Ивановский. Княгиня обеспечивала работой почти всех жителей поселения. По слухам, Белосельские-Белозерские были людьми жестких нравов. Самым зверским поведением обладал зять Анны, муж дочери Екатерины — Иван Ануфриевич Сухозанет, генерал артиллерии. Я всегда считала, что жестокое обращение с рабочими оправдать нельзя, но это была примета времени. По-моему, мнению отношения с людьми не отменяет заслуг этой семьи перед нашим городом.
Так же княгиня совершила «открытие» в истории строительства, так как её дворец в Санкт-Петербурге является первым трехэтажным зданием со скромным фасадом в классическом стиле. Но он не дошел до нас в первозданном виде, в 1847-48 годах его перестроили по проекту внука Анны Григорьевны – Константина Эсперовича.
Некоторые историки предполагают, что средства на несколько имений и Крестовский остров, купленный у Разумовских и обустроенный самой княгиней, Анна заработала, играя в карты. По словам многих людей, после смерти мужа Белосельская-Белозерская, пыталась ввести карточную игру во время концертов в Московском Дворянском собрании, но потерпела неудачу. Так же княгиня совершила «открытие» в истории строительства, так как её дворец в Санкт-Петербурге является первым трехэтажным зданием со скромным фасадом в классическом стиле. Но он не дошел до нас в первозданном виде, в 1847-48 годах его перестроили по проекту внука Анны Григорьевны – Константина Эсперовича.
Анна Григорьевна сделала многое, в том числе и для нашего города. Все жители Катав-Ивановска с малых лет наслышаны о княгине, большинство людей работают на заводах, которые до сих пор функционируют, ходят в церковь и узнают ее историю, посещают наш музей! Мы можем гордиться, что в нашем городе были такие замечательные люди, оставившие о себе вечную память, память в камне.