Рядом с нами – интересный человек
«Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» - что ни сюжет, то – драгоценный камень. Старинные предания, приметы, зарисовки о труде камнерезов использовал в своих знаменитых сказах Павел Петрович Бажов.
И вот перед нами сидит живой каменных дел мастер – один из основателей на Кусинской земле этого старинного уральского промысла Василий Георгиевич Косолапов. А перед ним - мы, юнкоры: Кирилл Бочкарёв, Юлия Башкирская и я. Мы шли на эту встречу в музейно-краеведческий центр с солидным запасом вопросов к каменных дел мастеру.
- Почему для своих творений Вы выбрали именно камень? Правда ли, что на центральной площади города стоит мраморный монумент, который Вы вырубили в память о рабочих завода ТТК, погибших на фронте? Можно ли из камня создавать композиции, подобные витражам? Знают ли за границей об изготовленных в нашем городе «малахитовых» шкатулкок?
- Я в свое время рисовал красками, увлекался чеканкой, гравюрой по металлу. Казалось, что материалы давно знакомые, ничего необычного в них нет. И вот камень… Камень – это тайна. Я распиливаю его – обычный булыжник, а внутри – целый мир: необычность цвета, каких-то переплетений пород. Одни – появились из недр земли расплавленной лавой, другие, как кусиеллы, являются остатками древних растений, живых организмов. Это послания из далеких-далеких времен, большинство из которых кому-то предстоит еще прочесть.
Мрамор тоже особенный. Я никогда не делал скульптуры из камня, а здесь пришлось вырубать лицо воина. Меня об этом просили ветераны завода ТТК, вы ведь знаете, что завод был эвакуирован к нам сюда в годы Великой Отечественной войны. Просил и директор завода - Александр Иванович Горошенков. Я представил эту работу к Дню Победы. Самой большой наградой мне было то, что пришедшая на митинг мама одного из погибших камневиков встала на колени, сказала: «Спасибо!». До последних дней я буду помнить эту благодарность. Нет ее дороже…
Как я уже говорил, камень особенный материал. Люди с древних времен создавали из него не только скульптуры, но и картины, и украшения, и целые мозаичные панно.
Мозаика долговечнее стеклянных витражей, ведь и сейчас во время археологических раскопок обнаруживают замечательные каменные панно. Современные художники тоже работают с камнем. В семидесятых годах прошлого века замечательный художник Анатолий Константинович Парфёнов изготовил мозаичный портрет Владимира Ильича Ленина. Я знаю, что это была не единственная работа кусинского мастера.
Я люблю малые формы: шкатулки, подчасники, подсвечники и т. д. Когда узнал, что кусинские мастера примут участие в выставке «Товары Южного Урала – странам Скандинавии», то решил, что тоже приму участие. Выставка проходила тогда в Москве. Возглавлял нашу делегацию Петр Иванович Сумин. Южноуральцы представили на нее много интересного. Среди труб, приборов и прочего, были работы кусинских камнерезов. Мы везли шкатулку из офеокальцита, инкрустированную минералами других пород. Многие посетители выставки останавливались на нее посмотреть. Вот там-то, у нашей экспозиции, глава области – Петр Иванович Сумин познакомил нас с графом Петром Шуваловым. Это русский меценат, живущий за границей. Мы решили подарить Шувалову шкатулку. Я не ожидал такой реакции этого мудрого и много пережившего человека. Со слезами на глазах он сказал:
- Это для меня частица Родины. Я рад, что Шуваловых на Урале помнят.
Этого русского мецената еще называют человеком-барометром: он может оценить достоинства любой коллекции. Так что за границей о наших камнях и изделиях из них знают.
Мастер улыбнулся и погладил полированный бок каменного подсвечника, а мы вновь «набросились» на него с вопросами:
- Встречаются ли у нас драгоценные камни? Почему в одном из сказов Бажова мать не могла носить серьги и ожерелье, а дочь любила эти украшения? У камнерезов тоже такое может случиться: с одними минералами работать легко, а с другими – тяжелее некуда? Но, если камни «чувствуют» человека, то, может быть они живые?
- Уральские горы – целая сокровищница. По нашему-то району уж точно проскакал олень – Серебряное копытце: на старинной карте, которую я некогда видел, обозначены Ахматовская, Еремевская, Зеленковская, Александровская, Елизавето-Прокопьевская и другие копи.
Бывая в лесу, я иногда нахожу старые ямы, края которых осели, обвалились. Они вдали от жилья: нет поблизости даже намека на какие-то строения. Кто здесь был? Что копали? Искали золото? Добывали «каменья самоцветные»? Вопросов очень много. На иные из них мы никогда уже не получим ответ. На другие, может быть, ответ получите вы, потому что у вас вся жизнь впереди.
И везде камни разные. Возле Кусы много доломитов, а возле Златоуста – авантюринов. Конечно, в нашей земле встречаются и драгоценные камни, но это очень редкие находки.
В жизни много тайн, которые ученые объяснить не могут. Например, вода сохраняет память о каких-то событиях. Камни тоже хранят память. Очевидно, что возле камней есть некое электромагнитное поле. Оно взаимодействует с биополем человека. Вот поэтому одни камни помогают: придают человеку силы, другие наоборот – вредят - «отнимают» силы. Этим объясняется секрет украшений из «Малахитовой шкатулки».
Взаимодействием полей может объяснить и то, что камни в огородах «растут»: земля, как бы выталкивает булыжники из своих недр. Именно о том, что камни «растут» сообщил мне Кирилл перед началом нашей беседы.
И снова мы начали задавать вопросы мастеру.
- Василий Георгиевич, я слышала, что Серафим Саровский молился, стоя на камне, что это святой спал, подложив под голову камень… Говорят, что в России есть камень, который даже зимой остается теплым.
- Я уже говорил о тайнах. В природе грани между «живым» и «неживым» условны. Никто не может объяснить связь между камнями и созвездиями, а ведь астрологи приписывают многим минералам сверхъестественные свойства, способные определять судьбу. У каждого знака Зодиака есть свои драгоценности. Камни Серафима Саровского: и на котором он молился, и тот, что он клал под голову были освящены молитвой. Молитва – наши чаяния, стремления, а помощь и заступничество святых никто не может отрицать, но и объяснить никто не в силах. Порою святыней могут быть самые простые камушки. Что же касается бриллиантов, рубинов, изумрудов то порою в их истории столько же подвигов добродетелей, сколько и подлости, и предательства. Например, за голову русского поэта, писателя и дипломата Александра Грибоедова иранский шах прислал русскому царю бриллиант. Нельзя забывать, что человеческая жизнь – божий дар, а не монарший подарок. Камнерезы посвящают свою жизнь минералам, красоте, вкладывают в это дело душу. Однако, красота дана людям в утешение, а не для наживы. Кстати, вот вы спрашивали с какими материалами мастеру легче всего работается. Отвечаю: с нашими уральскими материалами. Мне довелось обрабатывать и малахит из Заира (Африка), и малахит, добытый под Миассом. Наш, уральский, теплее. Вот так-то.
Беседу с мастером записала Людмила Комисаро