Деятельность классного руководителя и учителя влияет на становление личности подопечного. Если ребенок доверяет педагогу, то слова, произносимые наставником, будут услышаны им. В противном случае они не найдут взаимопонимания. О работе классного руководителя рассказала Наталья Ивановна Феськова.
Наталья, Ивановна, тяжело ли быть классным руководителем?
Нельзя вот так однозначно ставить вопрос: тяжело или легко. Конечно, я не могу утверждать, что быть классным руководителем легко, потому что он отвечает за детей, заинтересован в их учебе.
Процесс воспитания - это взаимный процесс. Происходит столкновение с разными характерами. Каждый ребенок - это личность.
Иногда хочется отказаться от руководства, потому что работа классного руководителя не заканчивается в школе. Это и телефонные звонки домой от родителей и детей, и решение проблем некоторых учащихся. Даже летом, если что-то с моим подопечным произойдет, я должна принять меры. Например, ученик совершил какой-то проступок, тогда пишешь на него характеристику.
Конечно, работа сложная, но как приятно узнавать об успехах своих выпускников.
Помните ли Вы свой первый класс?
Конечно. В 1985 году пришла работать в школу после окончания педагогического института, мне дали классное руководство в 4А классе. Кто там учился, я и сейчас могу назвать. Это Наталья Витальевна Ковердяева, Наталья Анатольевна Золотова, Вера Николаевна Кокарева, Андрей Алексеевич Петухов, Ольга Юрьевна Макарова и другие.
Помню первое впечатление. Я подошла к ним на линейке 1 сентября. Их так много. И я сразу подумала: «Что же с ними делать? Как их всех запомнить? Надо сначала запомнить их лица, а уже потом имена, фамилии».
Ребята, безусловно, оказались шумными, бойкими, но говорить о том, что было тяжело найти с ними контакт, нельзя.
Бытует мнение, что дети стали жестокими. Вы тоже так считаете?
Жизнь меняется, и дети меняются. Время не стоит на месте. Это разные дети и разные поколения. Ведь и взрослые изменяются вместе с ними. Какие дети сейчас? Ну, как вы говорите: «Продвинутые». Это, с одной стороны, радует. А с другой, огорчает: современные дети мало читают. Это снижает грамотность, уровень образования и кругозор. Взрослые тоже чему-то учатся у детей. Так неудобно не знать того, что знают ученики, хотя бы элементарно разбираться в гаджетах.
В обязанность классного руководителя входит проведение классных часов. Как Вы подбираете тематику этих занятий?
План воспитательной работы составляется по определенным направлениям, учитываются мероприятия школы, проводятся различного рода акции. Я, конечно, ориентируюсь на интересы детей.
Считаю, что на классные часы нужно приглашать работников библиотеки, музея, сотрудников полиции, известных людей города. Их интересно слушать. Это полезно для расширения кругозора.
Считаете ли Вы, что классному руководителю необходима помощь психолога?
Постоянная помощь, может, и не нужна. Классный руководитель за время своей работы сам в какой-то степени становится психологом. Конфликт в классе, сплочение коллектива - вот где необходима помощь специалиста данной сферы. Я думаю, что классный руководитель должен работать с ним в тесной связке.
Наталья Ивановна все время переживает за своих учеников. Однажды на уроке она сказала нам: «Вы посидите тихонько, я схожу к моим детям». «А сколько их у нее?» - спросите вы. На данный момент - 25. Очень хочется, чтобы они не огорчали, а только радовали своего классного руководителя.