Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Школьный буллинг: кто виноват и что делать?

Мария Чулкова«Вольный Ветер»:27 января 2017
1706

В современном мире дети предоставлены сами себе. Они имеют практически полную свободу уже со школьного возраста. Отчасти это хорошо – они становятся самостоятельными и нередко уже в школьном возрасте готовы нести ответственность за свои поступки. Но бывает и так, что чрезмерная свобода и вседозволенность превращает ребенка в трудного подростка, самоутверждающегося за чужой счет. Некоторые в силу своей неопытности пытаются заполучить уважение сверстников любым способом, зачастую демонстрируя свое превосходство над другими, более слабыми, унижая и оскорбляя их.

Кого же винить в этом? Родителей? Которые не смогли вовремя объяснить своему чаду, что нужно уважать людей вне зависимости от того, нравятся они тебе или нет. Самих «самостоятельно» выбирающих   свой путь и линию поведения? Ответы в каждом конкретном случае свои. Но  очевидна необходимость говорить об этой проблеме, привлекать к ней внимание, искать способы её решения.     Проблема буллинга или травли существовала всегда. Но только сейчас, в эпоху, когда нравственных ограничений  у современных людей  с каждым днём становится всё меньше, она приобретает такие масштабы.
Мировая статистика говорит нам о том, что каждый пятый ребенок был или является по сей день жертвой травли, а каждый седьмой когда-либо изводил других.    
 
 До недавнего времени в психологии буллинг не выделялся как отдельная проблема. Многие учителя и даже родители  по сей день считают, что травля в школе – это неизбежный этап становления личности и предпочитают не вмешиваться « в природу».
Дети, которые подвергаются нападкам со стороны сверстников, нередко задаются вопросом: «Почему именно они? Что
они делают не так, и за что коллектив их ненавидит?»
Ответ, казалось бы, лежит на поверхности – они просто особенные, непохожие на других. Специалисты выделяет несколько основных типов детей, наиболее часто подвергаемых травле: двоечники, отличники, любимчики учителей, физически слабые дети.
«Я была пухленькой девочкой в очках, с жиденькими косичками. Меня любили учителя, я была умницей – всегда напоминала про домашние задания, тщательно готовилась к урокам. Одноклассникам это не нравилось, и они издевались надо мной, обзывали. Прошло время, я изменилась – теперь я не такая идеальная и никому уже не напоминаю про домашку и вообще понимаю, что никто не хочет делать лишнюю работу». (Катя, 15 лет).
Стоит отметить, что высмеивание некоторых недостатков человека не такая уж бесполезная, как многим может казаться, вещь. Да, это бестактно, некрасиво, невежливо – никто не говорил, что будет легко. Посмеяться над двоечником может быть даже полезно, некая профилактическая работа. Он осознает свои проблемы, добавит упорства и трудолюбия и, может быть, исправится.
В том, чтобы быть умным,  тоже нет ничего плохого. Наоборот – это замечательно, если вы знаете больше других. Но людей раздражает и бесит в вас лишь один нюанс: вы показываете свою «гениальность» на каждом шагу, при любом удобном случае, буквально давите сверстников своим интеллектом. Любить вас при этом трудно. И до тех пор, пока вы будете демонстрировать всем своё интеллектуальное превосходство, вас будут травить. Бывают, конечно, латентные гении. Они скромны, и общество к ним относится спокойно.
А вот мнение  по данной проблеме известного екатеринбургского психолога сказко-терапевта  Ольги Амельяненко:
– Такое поведение нельзя назвать травлей, это, скорее,
обучение. В каждом сообществе существуют свои нормы и правила, которые нужно соблюдать. Если же человек этого не делает, то он подвергается общественному порицанию. Подобные конфликты случаются довольно часто – это не травля,  – это воспитание.
Буллинг не всегда является травмой для человека. Если это заставляет подростка противостоять обществу, отстаивать свои права и свое мнение, то в какой-то момент ситуация может измениться – отношения с одноклассниками наладятся, а человек может получить новую черту характера, которая поможет ему в будущем строить отношения как с отдельными личностями, так и с большими коллективами.
Итак, мы убедились в том, что общество  сегодня нравственно «больное» и его можно и нужно «лечить». Почему же сегодня проблема буллинга приобрела такую широкую значимость? Это связано  прежде всего с тем, что кроме «излечимых пороков» существуют такие, которые не зависят от человека: его внешность, предпочтения, сексуальная ориентация. Это уже не набор интеллектуальных ценностей, которые человек приобретает с течением жизни и на которые может влиять. Это природа, с которой бессмысленно бороться, она все равно одержит верх.
 – Я не могу залезть в головы к своим одноклассникам, – говорит пятнадцатилетняя Алёна, – но, возможно, поводом  травли меня сверстниками послужило то, что я в их глазах была странной, непохожей на них. Я думаю, что это не зависит от возраста, главное – в каком
обществе вы находитесь, если оно готово принять «других» людей, не вписывающихся в их картину мира, то возраст не играет роли.
А вот что говорит о своей сверстнице шестнадцатилетний Степан:
– Моя подруга Оля – это совершено открытый инфантильный ребенок,  который очень смешно злится, когда ее задевают. Над ней прикалывались, потому что в свои пятнадцать лет она таскала в школу игрушечки и играла в них на переменах. Она очень часто смущается, убегает, когда ты с ней о чем-то разговариваешь – это всем кажется очень странным.
И всё бы ничего, но  на почве этого непонимания возрастает детская смертность, точнее – детские суициды. По данным за 2014 год 16 из 100 подростков ежегодно сводят счеты с жизнью, в основном это дети от 1418 лет.
Подростковый возраст один из самых опасных периодов в жизни человека, не все могут перенести его так, чтобы потом не жалеть о содеянном. Психологи в один голос утверждают, что в это непростое и для родителей, и для детей время – единственное, что может помочь – это общение. С детьми нужно разговаривать слушать и пытаться понять их, а не «давить» авторитетом и угрожать. Ну а самим подросткам нужно немножко думать, прежде чем начинать загонять в угол и подталкивать к пропасти какого-то  нестандартного  своего  товарища. Будьте добрее! 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях