Изучать историю можно по-разному — читая архивные документы, просматривая кадры кинохроники. А можно просто пройтись по давно знакомым улицам района, ведь в их внешнем облике сохранились свидетельства давно прошедших событий. Названия наших улиц, переулков, площадей — тоже являются своеобразным памятником жизни города, они сохранили для нас имена людей созидавших эту историю.
История нашего района началась еще в 30-е годы, когда 1 июня 1933 года ЧТЗ вступил в строй. Район, сформировавшийся рядом, назвали в честь него — Тракторозаводским. Но самостоятельность он получил не сразу. До 1935 года согласно административному делению в Челябинске было 2 района, которые так и назывались — Первый и Второй. Первоначально ЧТЗ вместе с рабочими поселками был включен в Первый. В 1935 году город поделили уже на три района и дали им имена собственные: Сталинский, Ленинский и Кировский. В Ленинский район наряду со Станкомашем, ТЭЦ, другими предприятиями и поселками вошел и Тракторозаводский округ. В дальнейшем, Ленинский район разукрупнили.
И 10 января 1937 года решением Президиума ВЦИК Тракторозаводский район был выделен из состава Ленинского района и получил свой официальный статус. Эту дату и принято считать днем рождения района. Первым председателем исполнительного комитета избрали бывшего рабочего кузнечного цеха К. И. Айкашева.
С первых же дней строительства завода руководству пришлось срочно заниматься жильем: его катастрофически не хватало. А тем временем строителей прибывало в город все больше: в первый месяц их было 400 человек, через пару месяцев — около четырех тысяч, а спустя некоторое время уже 12 тысяч человек. На строительный сезон следующего 1930 года ожидали еще свыше 18 тысяч рабочих. Первоначально власти Челябинска предлагали построить дома для рабочих прямо в городской черте. Но потом от этого плана отказались и стали возводить жилые строения на свободной территории. Первым жилищем для первостроителей стали палатки, землянки, шалаши из камыша. Затем недалеко от промзоны заложили барачный городок, получивший название «второй участок». Бараки тянулись длинными рядами и уходили прямо в открытое поле. В июне 1930 года правительством был утвержден генеральный план рабочего городка, под строительство выделили участок в 273 гектара.
Дальнейшие события развивались молниеносно. 9 июня началась разбивка площадки под дома, 1 июля торжественно заложили фундамент первого дома, а 7 ноября в «первый дом социалистического Челябинска уже въехали первые жильцы — ударники Тракторостроя, многодетные строители. Огромный котлован вырыли 400 землекопов вручную, используя только кирки и лопаты, работая днем и ночью. Со всего города приходили люди посмотреть на строительство необычного дома. Первый четырехэтажный дом Челябинска и сегодня стоит на улице Горького, 8.
В первые годы существования района улиц как таковых не было, их заменяли номера участков, домов, бараков, а также названия поселков: Буденовка, Партизан, Нагорный. 2-ой участок, 3, 5, 6, 7 — эти обозначения районов застройки долгое время использовали жители, как старожилы, так и молодые. Но самым престижным и благоустроенным считался 7-ой участок (район Театр ЧТЗ — Комсомольская площадь), построенный по проекту архитектора Андрея Бурова и являвшийся по своей структуре одним из первых микрорайонов в стране. В домах здесь было центральное отопление, канализация и холодная вода.
Одна из первых улиц в районе появилась в 1938 году. Она получила название улицы Первой Пятилетки. В то время она была односторонняя, застроена домами в стиле конструктивизма. Дома на другой стороне улицы появились только после войны. В названиях первых улиц района память о 30-х героических годах индустриализации: Конвейерная, Тракторная, Гусеничная, Инструментальная, Сборочная и тому подобное. Переулок Передовой назван в честь передовиков производства. Правда, были улицы с названиями и более поэтичными, например, Садовые — 1-я и 2-я. В конце 60-х, 70-ые и 80-ые годы в районе последовала череда переименования улиц. И город узнал имена тех людей, благодаря знаниям, героическому труду которых состоялся гигант машиностроения ЧТЗ. Рождение завода и района пришлось на эпоху индустриализации, которую создавали герои новой формации. Это были люди со своими помыслами устремленные в будущее, работоспособные, готовые на жертвы, способные на тяжелый и бескорыстный труд.
Улица Тракторная стала улицей имени К.П. Ловина, названная так в честь начальника Тракторостроя и первого директора ЧТЗ. В конце 20-х годов Казимир Петрович Ловин возглавлял энергосистему города Москвы. И вот ему 30-летнему инженеру — электрику по образованию, предложили возглавить строительство гиганта машиностроения, каких в Советском Союзе еще не было. Ловин пришел на пустое место в прямом смысле слова, ведь не существовало даже проекта ЧТЗ. Сразу же после своего назначения он просил Совет Народных Комиссаров командировать его в США: чтобы руководить строительством, нужна хотя бы самая простая консультация специалистов, знающих машиностроение и тракторы. С Ловиным в командировку отправилось 200 лучших отечественных специалистов. В Нью-Йорк челябинцы прибыли в январе 1930 года. Советский Союз тогда еще не имел дипломатических отношений с США и экономические связи осуществлялись через торговое общество «Амторг». Сотрудники «Амторга» познакомили Ловина с представителями интересовавших его фирм, помогли в реализации лицензий. Аналогом будущего завода решено было взять производство фирмы «Катерпиллер». Его владельцы предложили свои услуги, но запросили такие деньги и поставили такие кабальные условия, что было принято решение проектировать завод своими силами с привлечением американских специалистов. Ловин действовал решительно, брал на вооружение все самое лучшее, учился на бегу. Через 6 месяцев в июне 30-го года генеральный план строительства ЧТЗ в небывало короткие сроки был готов, и К. П. Ловин возвращается в Челябинск. Можно было закладывать завод. Он спешил сам и торопил других, энтузиазм рабочих и руководителей был тогда главным подспорьем. Стройку постоянно лихорадило. Всюду царил в основном ручной труд. Бывало, из месяца в месяц план «горел». Строительство еще продолжалось, а в готовых помещениях тут же начинался монтаж оборудования. С 1932 года К. Ловин, оставаясь начальником строительства, назначается еще и на должность директора ЧТЗ. Нагрузка возросла многократно. И все-таки Ловин успевал везде: и на стройплощадки, и на объекты культурно — бытового назначения, и в общежития. 1 июня 1933 года пуск завода состоялся. Первый июньский план равнялся 25 тракторам, а сделали — 40. За заслуги по постройке, монтажу и освоению ЧТЗ К. П. Ловин был награжден орденом Ленина. Однако Ловин просит вернуть его к прежней деятельности. В 1934 году он был отозван в Москву и вскоре стал начальником Главэнерго страны. Судьба его сложилась трагично. В сентябре 1937 года Ловин был арестован, а в октябре 1938 года расстрелян. Место его гибели неизвестно; реабилитирован посмертно в 1956 году.
Жива память и о других первостроителях завода и района. Есть улицы, названные в честь комсомольских вожаков: Николая Самохина и Юрия Зыкова, профсоюзного работника Григория Зудова и начальника по стройке ЧТЗ Ивана Белостоцкого.
Но биография района — это не только история промышленных предприятий и хроника заселения, в первую очередь — это люди и их судьбы. В истории Тракторозаводского района, немало интересных страниц, но одна из самых славных — военные годы. Война приостановила развитие района. Мирные тракторы на конвейере завода сменили боевые машины. Из эвакуированных заводов: Кировского из Ленинграда и Харьковского моторостроительного и других, был образован гигант танкостроения, вошедший в историю под названием Танкоград. Все силы танкоградцев были сосредоточены на увеличении производства танков, танковых моторов и их совершенствование. Всего Танкоград произвел 18,5 тысяч танков (в том числе все тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки, выпущенные в стране), а также 48,5 тысяч танковых двигателей. Танкоградцы трудились героически, самоотверженно, не жалея себя, ни днем ни ночью неделями не покидали своих рабочих мест. Производство боевых машин, несмотря на крайние трудности, нарастало с каждым днем. В.Гусев, Ш. Садикова, А. Пашнина дали жизнь движению фронтовых бригад. Наладчик Г. Ехлаков стал первым «тысячником» выполнял за день по десять норм, за ним последовали другие. В честь героического труда тысяч танкоградцев одна из центральных улиц района Туристов в 1985 году была переименована.
В канун 70-летия завода произошло очень волнующее и до слез трогательное событие: по улице прошла колонна тракторов и танков, сделанных руками этих героев за весь период работы завода, отдавая дань памяти и уважения своим создателям. А сегодня в Челябинске учрежден День Героев Танкограда, который будет отмечаться ежегодно. На улице Героев Танкограда находится и парк Победы, где высится монумент тракторостроителям, погибшим в боях за Родину в годы войны. Здесь же в парке работает уникальный Музей боевой техники под открытым небом. На Комсомольской площади на постаменте стоит последний танк войны ИС-3. Он тоже дань вечной памяти уральцам «Чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом». Одна из улиц района носит имя Жозефа Яковлевича Котина — главного конструктора завода, а в школе №86, расположенной здесь же, есть музей его имени. Ж. Я. Котин руководил созданием тяжелых танков и самоходных орудий. На протяжении всей войны шло состязание конструкторских умов воюющих сторон. Немецкие инженеры трижды меняли конструкцию своих танков, однако им так и не удалось достигнуть боевой мощи, технических показателей советских машин. За время войны было создано и поставлено на серийное производство 13 новых типов танков КВ, ИС и САУ, также 6 новых типов моторов семейства Б-2.
Годы идут, а память о героическом Танкограде жива и поныне. В этом, наверное, и есть высшая справедливость. Всего несколько лет назад в поселке Чурилово, территориально входящем в Тракторозаводский район, началось строительство нового микрорайона. И первым улицам этой новостройки присвоены имена легендарных танкоградцев: директора завода И. М. Зальцмана, конструктора-моторостроителя И.Я. Трашутина и конструктора Духова. Гением танкового двигателя называли Ивана Яковлевича Трашутина. Он окончил Харьковский технологический и престижный Массачусетский технологический институты, возглавлял специальное конструкторское бюро на заводе танковых двигателей в Харькове. За годы войны, работая в Челябинске, Трашутин и его команда внесли около 750 важных конструкторских разработок, улучшивших дизель. За семью двигателей БД – 2 немецкие конструкторы танков дали ему кличку Иван – дизель. После войны Трашутин остался в Челябинске и продолжил работу на ЧТЗ. Вместе со своими учениками разработал дизели для тракторов С-80, С–100, ДЭТ–250. Талантливый, с острым аналитическим умом, скромный и не притязательный в быту, очень общительный он умел создать в КБ атмосферу, когда талантливо работалось всем. Он дважды Герой Социалистического Труда. В 1983 году на территории парка им. В. Терешковой ему установили бюст.
Духов был назначен сначала заместителем главного конструктора, затем главным конструктором завода. Николай Леонидович наладил на заводе конвейерное серийное производство танков КВ. Он руководил и непосредственно участвовал в разработке и модернизации всех боевых машин Танкограда, возглавлял разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок. Под его руководством разрабатывались танки КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4 начиная с момента их проектирования, испытания и постановки на серийное производство. Эти танки были не только лучше, чем у врага, они были лучше, чем у союзников. При их разработке принимались принципиально новые конструктивные решения. Эти решения легли в основу танкостроительной школы, часто называемой Школой Духова. Последние 16 лет своей жизни Духов провел под грифом «секретно», работая над созданием атомного оружия и подготовкой его серийного производства. После 1948 года он работал сначала заместителем главного конструктора ядерного оружия Ю.Б. Харитона в Арзамасе-16, а затем стал главным конструктором и научным руководителем научно-исследовательского института, занимавшегося разработкой приборной оснастки ядерного оружия — бомб, ракет, торпед. Танкоград посылал в бой не только технику. На фронт ушли 10 тысяч тракторозаводцев, каждый третий из них погиб. Улицы района носят имена павших фронтовиков А.Марченко и К. Рождественского. Они погибли в один день в рядах гвардейской 63-й Челябинской танковой бригады при взятии города Львова. Александр Марченко был танкистом — радистом, а Константин Рождественский — санинструктором.
Своеобразным памятником в честь победы можно назвать и первый, построенный после войны по проекту архитектора М.А.Леженя, жилой массив Киргородок (Кировский городок). В эти двухэтажные кирпичные и шлакоблочные дома с печным отоплением, холодной водой и канализацией расселяли из уплотненных комнат и подвалов. Причем новоселам Киргородка, вместе с ордерами на квартиры, дирекция завода вручала металлические миски и ложки – подарок по тем временам очень ценный.
Проспект Ленина — главная улица города, берет начало у заводской проходной, есть улица Почетного гражданина города, участника Гражданской войны П. Е. Карпенко, партийного и советского деятеля, дипломата В. П. Потемкина, первого председателя Законодательного Собрания Челябинской области В. Давыдова.
Тракторозаводский район один из самых «литературных» в Челябинске. Его улицы носят имена П. П. Бажова, М. Горького, А. И. Завалишина, В. П. Правдухина, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, Г.И. Успенского. Открыта и первая страничка кинематографической летописи. Одна из улиц в Чурилово названа именем С. А. Герасимова — нашего земляка, уроженца села Кундравы, талантливого режиссера и педагога.
Растет, развивается, меняется район. Иные улицы исчезают с его карты, другие — появляются. Его улицы — это и память прошлых лет, и наш сегодняшний день, и взгляд в будущее. В их названиях останутся поколениям добрые свершения и имена лучших современников.