Снова преобразился четвертый этаж Челябинского лицея №11. Триптихи и натюрморты Александра Леонидовича Карпенко сменились красотами природы Урала Александра Трофимовича Бердюгина. У этого художника, показавшегося нам очень милым, будто пришедшим из какой-то волшебной страны, мы и взяли интервью.
Александр Трофимович, когда вы начали писать картины?
– Рисовать я начал еще в первом классе. Сначала ходил в изостудию в Доме пионеров, затем закончил Саратовское художественное училище, потом Строгановское (на скульптора). 20 лет работал на скульптора в Архангельске.
Какой картиной вы гордитесь больше всего?
– Будущей, которую я только начинаю. Вообще каждую работу переживаешь по-своему, без чувства невозможно нарисовать хорошо.
Долгое время вы жили на Севере. Почему решили вернуться в Челябинск?
– Потому что родился здесь и вырос. Я соскучился по Родине, в один момент собрался и приехал в родной город.
Расскажите историю создания одной из картин.
–Вот картина «В дремучем лесу». У меня есть один хороший друг, мы с ним за партой сидели с первого класса. Сидим-разговариваем, а он в профиль на бабу-ягу похож. Я говорю: «Дай-ка я тебя в картину врисую». И очень органично он в картину вписался.
Или вот эта картина. Она называется «На Кировке 100 лет назад». Помню, был юбилей города. Решил, надо что-то нарисовать. Набрал книг, читал, изучал и нарисовал несколько картин о нашем родном Челябинске.
Была еще одна интересная история. В один теплый зимний день я собрался с этюдником и увидел наш сосновый бор, завод. Очень захотелось нарисовать, я поставил треногу и начал. Теплый снег падал и таял прямо на картину. Может быть, это и повлияло на пастельный мягкий колорит. Когда руки замерзали, бегал в магазин неподалеку отогреваться, чтобы потом продолжить рисовать. Сейчас эта картина висит в лицее и называется «Зимний день у старой плотины».
Какие современные художники вам нравятся?
– Это будет большой список, сколько интересных современных художников сейчас в России и в мире. В нашем Союзе художников каждый мастер интересен по-своему. Они все разные, поэтому у нас очень богатое искусство. Сейчас экономические условия для всех людей изменились, и нам приходится туговато, чтобы писать, заниматься своим любимым делом. Многие художники вынуждены преподавать, работать в других областях. Я пытаюсь уже 10 лет жить только на пенсию, как мне исполнилось 60. Я не трачу драгоценное время на заработки. Зато занимаюсь любимым делом.
Какие выставки, в которых вы принимали участие запомнились вам больше всего?
– Все выставки интересны. Я стараюсь участие принимать и в городских, и в региональных выставках, всероссийских. Есть одна картина ( «Взгляд сверху»), которая только приехала со Всероссийской выставки в Архангельске. Когда мы были маленькие, мы на ходулях любили ходить в свободное время, уроки выучишь — и во двор. У нас была такая забава: на длинные шесты набиваешь колышки и ходишь. Иногда навернешься, шишку набьешь на лбу, снова залезаешь. У нас целая орава была. Я насмотрелся на альбом с коллекцией фотографий Константина Теплоухова, вспомнил, как мы так ходили и нарисовал. Люди, жившие в 40,50,60 годы, помнят и для них это дорого в памяти. Каждая картина – это своя история.
Как вы отбирали картины для выставки в лицее?
– У нас с Надеждой Феофановной Питахиной, арт-директором галереи «Потоки», сразу родилось название выставки – «По родному краю». Я все вокруг Челябинска обошел, все
тропки. Так и стали выбирать картины, искали изображения Челябинских и Уральских мест.
Какую главную ошибку совершают начинающие художники?
– Иногда художники начинают ориентироваться на вкусы потенциальных покупателей, рисуют «лишь бы купили». Если работать с такой целью, вкус портится, и они становятся «базарными» художниками.
Что бы вы пожелали юным художникам?
– Художникам нужно познавать искусство. Свое, отечественное, мировое. Начиная с древних времен, прямо с пещерных изображений. И по эпохам, по векам, смотреть альбомы, фильмы. Чем больше ты их смотришь, тем больше проникаешься любовью к искусству, и все, ты уже оттуда не вынырнешь. Это очень увлекательная область деятельности. Ну и рисовать каждый день, художник без этого жить не может. Проходят годы учебы, годы становления, крепчает природный дар, и начинаешь чувствовать свободу. Свободу в своем деле, и все, что ни задумаешь, все получится.
Алиса Плаксина