Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

«Заказная журналистика» и вопросы профессиональной этики

Заказная журналистика. Такое близкое и довольно распространенное понятие. А можно ли считать заказную журналистику журналистикой? Давайте разбираться

Журналистика – специальность, смысл которой – создание и распространение правдивой и значимой информации; способ мировидения и актуализация восприятия определенных социальных групп с помощью логического построения фактов, являющихся категориальными в конкретное время. Более того, журналистика – способ воссоздания адекватной, полноценной целостной событийной картины мира с целью анализа и частичного разрешения социальных проблем. Заказная журналистика в этом свете представляется своеобразным оксюмороном, то есть совмещением несовместимого.

            Задумайтесь: каким образом профессия, суть которой – поиск истоков тех или иных социальных явлений, отражение правдивой картины мира, объективный анализ действительности, может быть заказной? …

            Не спорю: на первый взгляд журналистика и заказная журналистика – это абсолютно одинаковые понятия, но это не так. Вдумайтесь, вслушайтесь: качественная журналистика и заказная журналистика… Ключевое слово одно, а дифференцирующие понятия – противоположны по своему внутреннему содержанию. В противовес качественной журналистике задача заказной – коррекция общественного мнения с помощью искаженной интерпретации фактов ради личной материальной выгоды. Например, заказная журналистика способна помочь кому-либо показать в выгодном свете того или иного человека или уничтожить конкурента в той или иной сфере деятельности. Думаю, что слову как способу восприятия действительности  и основному инструменту мышления под силу многое – в том числе и коррекция общественного мнения по тому или иному злободневному вопросу. Как это соотносится с истиной, с правдой, с профессиональной этикой?! Вопрос, если задуматься, риторический. Но… есть и другая сторона заказной журналистики, редкое исключение из общего правила… Представим, что журналисту заказали провести независимое расследование с целью поиска и обнародования правды. Редкость. Но, пожалуй, это единственный случай, когда человеку не придется идти на сделку с совестью, выполняя заказную работу. Но данный пример настолько редко встречается, что кажется иллюзорным. Так что следует более подробно рассмотреть случаи превознесения отдельных фактов и лиц на «пьедестал почета» или уничтожения репутации и деятельности средствами «словесного очернения».

            В 2009 году медиа агентство «RussiaMediaWatch», проведя опрос среди журналистов нашей страны, составила «Топ 10 продажных журналистов России». На первом месте этого списка оказался теле-радио ведущий - Владимир Соловьев. Конечно, никаких прямых доказательств нет, но факт остается фактом. Я решил проанализировать его работы и высказывания за последние два года с целью выявления признаков (точнее - симптомов) «заказной журналистики». После смерти Бориса Березовского он крайне негативно отозвался об этом человеке: «Березовский воспринимал людей как расходный материал на большой шахматной доске».Последний его комментарий к ответу Дмитрия Медведева о зарплатах учителей, вообще большую часть педагогического общества нашей страны вызвал возмущение.«Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями…» - жестко написал Соловьев.

            Регулярное негативное отражение фактов действительности невольно наводит на мысль о том, что данный человек специализируется на своеобразном заказном очернении тех или иных явлений. Неужели в практике популярного журналиста за два года не  произошло ни одного события, заслуживающего положительного отклика? С трудом верится, правда? По моему мнению, задача заказной деятельности Владимира Рудольфовича – сформировать отрицательное отношение определенных социальных слоев к правительству, олигархам и известным личностям, не зависимо от того, заслуживают они этого или нет. И здесь вновь остро встает вопрос о профессиональной этике, о правде, об объективности, о человеческой совести.

            Прочитав профессиональную этику журналиста, я нашел пункт, который полностью не согласуется с понятием «заказная журналистика»… «Журналист обязан заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные)»

             Вдумайтесь: журналист обязан заботиться о непредвзятости своих публикации.

            Выходит, что заказную журналистику и журналистикой-то назвать трудно. Оксюморон – заказ того, что по положению должно быть непредвзятым. Как и когда такое стало возможно?

            В наше время… В наше время «заказная журналистика» стремительно набирает обороты, искажается суть профессии, забывается этика, создается иллюзорная картина мира для обывателей, готовых верить словам зарекомендовавших себя тем или иным способом людей. Страшно звучит: заказной журналист – купленный журналист – отказавшийся от своего внутреннего стержня – утративший вкус к правде и истине – регулярно идущий на сделку с совестью в угоду личным материальным интересам.

            «Заказная журналистика» и вопросы профессиональной этики – резкое несоотношение одного и другого. И выбор, который стоит перед теми людьми, что именуют себя журналистами.

Владислав Завьялов

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях